Кому это нужно: члены Наблюдательного совета о премии PRESSZVANIE

В эту субботу состоится 15-я церемония награждения ежегодной журналисткой премии PRESSZVANIE, цель которой определить лучших медиа-специалистов страны и сформировать гражданскую позицию общества через образование журналистов.

Накануне финала конкурса мы попросили журналистов, академиков и редакторов, состоящих в Наблюдательном совете премии, поделиться своими ожиданиями и ответить на три актуальных вопроса:

  1. Как сейчас меняется украинская журналистика?
  2. Какая роль конкурса PRESSZVANIE в ней?
  3. Почему вы решили поддержать премию?

Михаил Кухар, преподаватель макроэкономики Бизнес-школы МИМ-КИЕВ

Fullscreen

– Когда-то в Хартии Свободы Прессы было сказано, что журналистом считается каждый, кто пишет и тем самым приносит пользу для общества, выполняя важную функцию его информирования. Но в полной мере этот принцип реализовался лишь с появлением соцсетей. Каждый, кто ближе к источнику информации или к месту событий, пишет об этом в Твиттере или Фейсбуке, опережая профессионального журналиста, следящего за этой же темой.

У журналистов осталось всего два преимущества, чтобы вообще выжить:

  1. Профессиональная форма подачи (стилистика, жанровость, умение рефлексировать и комментировать)
  2. Чутье информационного рынка. То есть, умение в рамках издания или интернет-портала организовывать системное "удовлетворение информационных потребностей" своей (часто нишевой) аудитории.

Только благодаря этим двум вещам еще и живы журналисты. Только этим еще "журналист" и отличается от простого обывателя, пишущего в соцсети.

PRESSZVANIE было и остается единственным в 25-летней истории украинской журналистики событием, которое пользуется абсолютным признание и доверием профессиональных кругов. Благодаря в первую и главную очередь открытой и прозрачной методологии конкурса. Отступлением от этой методологии является введение "голосов жюри", – потому что как раз все остальные конкурсы-конкуренты за счет недоверия к субстанции "жюри" и погибли. Но PRESSZVANIE пока удерживает уровень доверия. Хотя я как член Наблюдательного Совета всегда выступал против всяческих жюри и за изначальный прозрачный и открытый конкурс, где журналисты оценивают журналистов.

Я горд тем, что более 10 лет назад стоял у истоков, и с несколькими коллегами мы придумали ту единственную методологию журналистского конкурса, которая в итоге завоевала доверие и авторитет среди коллег. Я горд тем, что, хотя давно уже не занимаюсь журналистикой, меня как бывшего редактора весомых экономических СМИ до сих пор приглашают быть членом Наблюдательного совета PRESSZVANIE!

Юрий Марченко, главный редактор Platfor.ma

Fullscreen

– Мне кажется, профессиональные премии – это хорошо в любой сфере. Главное – чтобы они на самом деле были профессиональными. Добиться этого тяжело, в журналистике, наверное, особенно.

Примерно полтора года назад меня позвали в Наблюдательный совет PRESSZVANIE. Рассказали, что конкурс будут перезапускать, что наконец достанут из подвалов lifestyle и другие ранее обездоленные сферы журналистики. Команда премии была вдохновенной и явно искренне хотела, чтобы в конкурсе участвовали все сильнейшие и самые яркие медийные высказывания. Что интересно, здесь мы совпадали: я еще со времен многолетней работы в "Коммерсанте" помнил, как все в редакции горячо обсуждали результаты.

Я заглянул в состав Наблюдательного совета, увидел приятных и толковых людей, подумал, что для баланса им нужен кто-то другой, например, я – и согласился.

На первом заседании Наблюдательного совета было горячо. Звучали (иногда довольно громко) слова вроде "премодерация", "жесткий отбор". Или наоборот, "не надо премодерации, вы чего вообще".

В итоге решили переделать систему конкурса, чтобы отбирались как можно более качественные претенденты. На том и разошлись. К сожалению, после этого активность Наблюдательного совета фактически прекратилась. Но, насколько я знаю, команда конкурса все изменения честно воплотила.

Насколько эффективной оказалась заново созданная система – мне судить трудно, я слышал разные мнения. Но я абсолютно за то, чтобы конкурс существовал и дальше. Потому что, думаю, людям всегда интересно подобная метрика работы. А если она перестает быть эффективной, то надо попробовать всем вместе изменить ее к лучшему. Потому что в нашем, к счастью, все более гуманистическом мире, болезни принято лечить, а не стрелять в лоб, увидев симптомы.

Денис Безлюдько, журналист, блогер, издатель "В сухом остатке"

Fullscreen

– Мир ускоряется, и журналистика вместе с ним. Стираются границы между прежними жанрами, появляются новые. Журналисты потеряли монополию на истину в последней инстанции и борются за место под солнцем с соцсетями и фейками. На первое место выходит способность меняться и постоянно учиться чему-то новому.

Конкурс несет образовательную функцию, открывает новые имена в профессии, дает возможность общения в журналистском сообществе, на которое не остается времени в обычной жизни. Плюс дает фидбек со стороны рынка и коллег на твою работу.

Свои призы в PRESSZVANIE я уже пособирал. Участие в Набсовете дает возможность совершенствовать конкурс изнутри, вносить какие-то позитивные изменения, учитывать мнение участников.

Алексей Тарасов, главный редактор Buro 24/7, медиа-эксперт, экс-главный редактор Esquire Украина

Fullscreen

– Журналист становится универсальным солдатом, который записывает, снимает и расшифровывает. Все, что касается диджитал, – это его прерогатива. Нужно уметь делать много вещей, это накладывает ответственность и становится причиной стресса, но заставляет и совершенствоваться.

Очень важно, чтобы была профессиональная премия для журналистов. Это повышает качество работы, по-настоящему выделяет самых лучших и мотивирует других журналистов совершенствовать свое мастерство. По этой причине я и присоединился к Набсовету премии PRESSZVANIE. Такая премия – важный шаг для украинской журналистики. Она может быть несовершенной, но я могу на нее влиять, вносить свои идеи и делать ее лучше наравне с другими коллегами по рынку.

Андрей Юхименко, главный редактор "The Page", автор и ведущий деловой программы "Перша Шпальта"

Fullscreen

– Журналистика по своей сути не меняется. Журналист – этот тот, кто сообщает информацию первым. А остальные ее переписывают и пересказывают.

Конкурс помогает нам выявить настоящих журналистов из общей массы пишущих, снимающих и пересказывающих. Тоже талантливых людей, но не журналистов.

К Набсовету я присоединился потому, что нельзя все давать "на откуп" одним талантливым организаторам или креативщикам. Кто-то должен смотреть за тем, чтобы на сцену выходили действительно лучшие на рынке. И, по-моему, это чаще удается, чем нет.

Валентин Королько, председатель оргкомитета премии PRESSZVANIE, заведующий кафедрой теории и методики по связям с общественностью "Киево-Могилянской академии"

Fullscreen

– Журналистика сегодня становится намного динамичнее. Она решительно перешла в режим онлайн, а это означает, что нет времени на раздумья, проверку надежности фактов и их сопоставление с различными источниками. Ибо конкурент может опередить, получив намного больше "лайков". Более того, репортерство как исходная профессии журналиста теперь имеет много конкурентов: к примеру, блогеры и все активно пишущие пользователи социальных сетей. И это бросает серьезный вызов журналистике как профессии.

Исходя из этого предложена тема конкурса PRESSZVANIE 2019: "Журналистика всех поколений – ХУZ". Начиная с "беби-бумеров" и заканчивая "миллениалами", а теперь уже и их детьми, премия – это единственная площадка для пишущих журналистов, чтобы наградить лучших, да и просто встретиться и поспорить "как жить дальше". Желаю, чтобы победили те, кого определят сами же журналисты поколений XYZ!