Мариупольский прецедент. Почему представители ЛГБТ в Украине вынуждены скрываться
Как избавиться от стереотипов и языка вражды в отношении ЛГБТ-сообщества
19 июля в Мариуполе открылся общественный центр EqualityEast, который занимается психологической и социальной помощью, консультирует по вопросам здоровья. Казалось бы, горожане должны были с энтузиазмом поддержать эту инициативу, но уже 26 июля они подали петицию с требованием закрыть центр. Причина в том, что центр ориентируется, в том числе, на ЛГБТ-аудиторию. Автор петиции Сергей Фомичов написал, что "появление подобных организаций ведет к пропаганде ЛГБТ и несет угрозу первичному институту - семье".
В EqualityEast ответили, что не занимаются пропагандой, а помогают всем желающим, независимо от профессии, социального положения или сексуальной ориентации. Организация выступает за справедливость и равные возможности для всех в сообществе Мариуполя. Но, несмотря на это, за восемь дней петиция набрала необходимые 250 голосов, а ее автор подписался дважды. Теперь 14 августа петицию рассмотрит городская администрация и, вероятно, центр закроют.
Язык дискриминации
ВажноСитуация в Мариуполе – типичный пример того, как реагируют украинцы на любое упоминание об ЛГБТ. Негативно настроенная часть общества сразу же заявляет о "пропаганде геев" и часто агрессивно нападает на представителей ЛГБТ. В таких условиях им не остается ничего иного, как скрывать свою идентичность, чтобы выжить. К таким выводам пришел Виктор Мадригаль-Борлоз, независимый эксперт ООН по вопросам ЛГБТ-сообщества. По приглашению правительства нашей страны весной он посетил несколько украинских городов, где встречался с властями, экспертами и самими представителями сообщества. "У меня создалось впечатление, что люди ЛГБТ пытаются раствориться в обществе. У них есть много причин не раскрывать свою настоящую идентичность, чтобы не шокировать и не разрушать представления украинцев о социальной гармонии", - высказался эксперт в отчете о поездке в Украину.
В 2015-м Генеральная Ассамблея ООН приняла Цели устойчивого развития до 2030 года. В плане сформулированы цели по 17 направлениям, и одно из них – это создание миролюбивого и открытого общества, где все имели бы равные права и возможности. Украина план устойчивого развития приняла и адаптировала, взяв на себя обязательство уменьшить дискриминацию. Но с этим есть проблемы. Как отмечает Виктор Мадригаль-Борлоз, хоть украинское законодательство в данном вопросе адекватное и демократическое, оно не выполняется. К примеру, представители праворадикальных организаций, нападающие на представителей ЛГБТ, остаются безнаказанными. Более того, украинцы считают, что права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией нужно урезать. За это высказались 47% опрошенных в рамках исследования о правах человека в Украине, которое провел Фонд "Демократические инициативы" в 2018 г. И это при том, что у нас однополые партнеры и так не могут вступить в законный брак и не имеют имущественных прав.
Эксперт ООН также констатирует, что корректную статистику о ситуации с ЛГБТ-сообществом украинские власти не собирают – неизвестен даже размер этой группы, не говоря о более специфических данных. Вместо этого чиновники способствуют распространению вредных стереотипов и высказываются за дискриминацию. Это подтверждает и украинский омбудсмен Людмила Денисова. В ежегодном отчете о правах человека она говорит о высоком уровне предубеждений, случаях дискриминации и преступлениях на почве ненависти по отношению к ЛГБТ. В этом участвуют и чиновники: к примеру, в прошлом году горсоветы Черновиц и Кривого Рога на основе петиций выпустили решения о защите семейных ценностей и запрете пропаганды гомосексуализма, которые нарушают принцип равноправия и антидискриминационное законодательство Украины. Уполномоченный по правам человека считает, что, принимая такие решения, местные власти плохо знают законодательство, а если и знают, то не спешат его выполнять.
Путь к толерантности
Чтобы уменьшить уровень гомофобии и обеспечить права ЛГБТ-сообщества, необходимо урегулировать законодательство. Так считает Денисова, предложившая Кабмину разработать законопроект о легализации однополых браков и имущественных прав ЛГБТ-партнеров. Органам местного самоуправления она рекомендует придерживаться закона о противодействии дискриминации и не допускать языка вражды в публичной плоскости.
Виктор Мадригаль-Борлоз считает, что политические лидеры Украины своим приоритетом должны сделать равенство и свободу и просвещать украинское общество. "Я рекомендую государству срочно провести общенациональную образовательную кампанию, направленную на борьбу с дезинформацией, разрушение вредных мифов и стереотипов об ЛГБТ. Крайне важно предоставлять объективную, беспристрастную и научную информацию по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности и содействовать пониманию и терпимости вместо ненависти и предубеждений", — настаивает независимый эксперт ООН.
— Эффективной была бы информационная кампания, которая дала бы украинцам базовые знания об ЛГБТ. Она должна иметь общий характер, ведь нельзя объяснить людям, что гомосексуальность — это нормально, без информации о том, что такое сексуальная ориентация и какой она бывает. В международной классификации есть три типа сексуальной ориентации, и все они — норма, — поясняет Тимур Левчук, сооснователь и исполнительный директор общественной организации "Точка опоры ЮА", которая занимается защитой прав ЛГБТ-сообщества.
Левчук апеллирует к социологическим исследованиям, согласно которым только 5% украинцев знают кого-то из ЛГБТ-сообщества. А без личного знакомства и лишь со стереотипными представлениями в головах невозможно прийти к общественному консенсусу о потребностях и правах ЛГБТ-сообщества в Украине. По мнению Тимура Левчука, лучший способ избавиться от стереотипов — личное общение с представителями группы. В этом, однако, есть трудности, ведь далеко не все открывают свою ориентацию, к тому же его нельзя распространить на широкую аудиторию. Хорошим способом преломить ситуацию могло бы стать образование:
— Но, к сожалению, в украинских учебных заведениях ни об ЛГБТ, ни даже о сексуальном образовании не говорят. Подростки вынуждены искать информацию о собственной сексуальности в интернете, где не всегда есть качественные и достоверные данные, — говорит Тимур Левчук.