Знать каждого. Как демографический реестр облегчит жизнь украинцам
Спецпроект с IIG Если государство хочет эффективно управлять человеческими ресурсами и деньгами, ему необходим национальный демографический реестр. Как может успешно развиваться страна, если власти не знают, сколько людей умерло, сколько вышло на пенсию, если эти данные запаздывают годами?
Электронной базой, объединяющей данные о гражданах, давно обзавелись даже некоторые страны Африки, не говоря о европейских соседях. Украина же, которая еще в 2013 году имела возможность изготовить первую партию электронных паспортов и водительских удостоверений с чипами в соответствии с международным стандартом ISO 18013, значительно опережающим мировые технологии, вдруг резко остановила развитие электронного государства, в основе которого лежит демографический реестр.
Учет и контроль
В современном мире страна не может жить без понимания того, что она представляет собой с точки зрения человеческой демографии. Никто не станет возражать, что честные выборы возможны лишь при условии безошибочно составленных списков избирателей. Также под вопросом остается количество пенсионеров в Украине, динамика старения населения и многие другие аспекты. Все эти проблемы и призван разрешить демографический реестр.
"Без демографического реестра правительство не имеет информации для разработки стратегии решения социальных, правовых и экономических проблем. Это информационный базис для разработки возможных решений, их принятия и последующей реализации различного рода экономических программ, направленных на решение социальных и правовых проблем в Украине", — говорит начальник Центра защиты информации Вадим Сирик.
Компания IIG — инициатор и архитектор Закона "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность либо ее статус", и она же готова взять на себя всю нагрузку по его созданию.
В чем прикладная польза демографического реестра для граждан? В первую очередь это возможность быстро, прозрачно, качественно и без коррупционной составляющей получить государственные или муниципальные услуги. "Однозначно украинцы почувствуют выгоду в скорости принятия решений, отсутствии коррупции, удобстве, а также во времени обслуживания", — уверен Вадим Сирик.
Следующий шаг, который позволит сделать Демреестр, — развитие электронной демократии. Граждане получат возможность максимально комфортно и безопасно определять вектор развития своего населенного пункта, контролировать использование средств чиновниками, высказывать мнение относительно реализуемых проектов — например, определять приоритетность выделения земли под торгово-развлекательный центр или детский сад. Наличие демографического реестра с элементами электронного правительства поможет быстро и недорого осуществить голосование.
Персональная информация
Демографический реестр часто отождествляют с переписью населения, но это сравнение некорректно. В переписи персональные данные всегда обезличены, статичны и формируют типовые массивы информации. В то же время в демографическом реестре данные сугубо персонализированы по каждому из документов или по месту проживания и соответствующим образом защищаются. Реестр создается один раз, но информация в нем постоянно обновляется. Система нуждается в поддержке и уточнении, чтобы не потерять актуальности и быть максимально полезной, поэтому на этапе разработки этот функционал должен быть изначально заложен и учтен. Сегодня в мире всего несколько компаний, способных реализовать проект такого уровня сложности. Одна их них — украинская Industrial Innovation Group.
Компания IIG реализовала несколько проектов по созданию демографического реестра в разных странах. Например, в Кении, где Демографический реестр, созданный в 2007 году, успешно функционирует и развивается в течение 12 лет.
Кения с чуть большим населением, чем в Украине, имеет в автоматизированном реестре более 47 млн записей. Эти данные охватывают документы, выданные гражданам, для некоторых собраны полные биометрические наборы, позволяющие проводить онлайн-верификацию по биометрическим признакам, верификацию с точки зрения использования банковских услуг, автоматизированный учет при приеме детей на обучение. Реестр тесно интегрирован с регистрацией рождения и смерти граждан, это однозначно один из наиболее удачных примеров реализации в мире, когда две системы изначально интегрированы одним производителем, что дает значительный системный эффект.
IIG уделяет максимальное внимание защите данных в реализуемых ею проектах путем создания комплексной системы защиты информации (КСЗИ) в соответствии с требованиями действующего законодательства. У IIG есть опыт создания КСЗИ для подобных систем с разной категорией обрабатываемой информации, также имеются передовые технологические решения, которые могут быть использованы для защиты данных.
Бюджет проекта такого масштаба и сложности не может быть низким.
Услуги реестра для государственных и неприбыльных учреждений будут предоставляться бесплатно, а для коммерческих структур — за деньги, которые могут использоваться для сопровождения деятельности реестра.
Технические возможности для создания демографического реестра в Украине существовали 10–15 лет назад. Основной причиной его отсутствия была в лучшем случае неактуальность, в худшем — противодействие со стороны чиновников. При этом получение права безвизового въезда в Европу можно трактовать как беспрецедентный кредит доверия, который Украина может очень быстро исчерпать, если не предпримет срочных шагов по созданию современного высокотехнологического Демографического реестра граждан.