Знать каждого. Как демографический реестр облегчит жизнь украинцам

Спецпроект с IIG Если государство хочет эффективно управлять человеческими ресурсами и деньгами, ему необходим национальный демографический реестр. Как может успешно развиваться страна, если власти не знают, сколько людей умерло, сколько вышло на пенсию, если эти данные запаздывают годами?

Related video

Электронной базой, объединяющей данные о гражданах, давно обзавелись даже некоторые страны Африки, не говоря о европейских соседях. Украина же, которая еще в 2013 году имела возможность изготовить первую партию электронных паспортов и водительских удостоверений с чипами в соответствии с международным стандартом ISO 18013, значительно опережающим мировые технологии, вдруг резко остановила развитие электронного государства, в основе которого лежит демографический реестр.

Учет и контроль

В современном мире страна не может жить без понимания того, что она представляет собой с точки зрения человеческой демографии. Никто не станет возражать, что честные выборы возможны лишь при условии безошибочно составленных списков избирателей. Также под вопросом остается количество пенсионеров в Украине, динамика старения населения и многие другие аспекты. Все эти проблемы и призван разрешить демографический реестр.

"Без демографического реестра правительство не имеет информации для разработки стратегии решения социальных, правовых и экономических проблем. Это информационный базис для разработки возможных решений, их принятия и последующей реализации различного рода экономических программ, направленных на решение социальных и правовых проблем в Украине", — говорит начальник Центра защиты информации Вадим Сирик.

Компания IIG — инициатор и архитектор Закона "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность либо ее статус", и она же готова взять на себя всю нагрузку по его созданию.

В чем прикладная польза демографического реестра для граждан? В первую очередь это возможность быстро, прозрачно, качественно и без коррупционной составляющей получить государственные или муниципальные услуги. "Однозначно украинцы почувствуют выгоду в скорости принятия решений, отсутствии коррупции, удобстве, а также во времени обслуживания", — уверен Вадим Сирик.

Следующий шаг, который позволит сделать Демреестр, — развитие электронной демократии. Граждане получат возможность максимально комфортно и безопасно определять вектор развития своего населенного пункта, контролировать использование средств чиновниками, высказывать мнение относительно реализуемых проектов — например, определять приоритетность выделения земли под торгово-развлекательный центр или детский сад. Наличие демографического реестра с элементами электронного правительства поможет быстро и недорого осуществить голосование.

Персональная информация

Демографический реестр часто отождествляют с переписью населения, но это сравнение некорректно. В переписи персональные данные всегда обезличены, статичны и формируют типовые массивы информации. В то же время в демографическом реестре данные сугубо персонализированы по каждому из документов или по месту проживания и соответствующим образом защищаются. Реестр создается один раз, но информация в нем постоянно обновляется. Система нуждается в поддержке и уточнении, чтобы не потерять актуальности и быть максимально полезной, поэтому на этапе разработки этот функционал должен быть изначально заложен и учтен. Сегодня в мире всего несколько компаний, способных реализовать проект такого уровня сложности. Одна их них — украинская Industrial Innovation Group.

Компания IIG реализовала несколько проектов по созданию демографического реестра в разных странах. Например, в Кении, где Демографический реестр, созданный в 2007 году, успешно функционирует и развивается в течение 12 лет.

Кения с чуть большим населением, чем в Украине, имеет в автоматизированном реестре более 47 млн записей. Эти данные охватывают документы, выданные гражданам, для некоторых собраны полные биометрические наборы, позволяющие проводить онлайн-верификацию по биометрическим признакам, верификацию с точки зрения использования банковских услуг, автоматизированный учет при приеме детей на обучение. Реестр тесно интегрирован с регистрацией рождения и смерти граждан, это однозначно один из наиболее удачных примеров реализации в мире, когда две системы изначально интегрированы одним производителем, что дает значительный системный эффект.

IIG уделяет максимальное внимание защите данных в реализуемых ею проектах путем создания комплексной системы защиты информации (КСЗИ) в соответствии с требованиями действующего законодательства. У IIG есть опыт создания КСЗИ для подобных систем с разной категорией обрабатываемой информации, также имеются передовые технологические решения, которые могут быть использованы для защиты данных.

Fullscreen

Бюджет проекта такого масштаба и сложности не может быть низким.

Услуги реестра для государственных и неприбыльных учреждений будут предоставляться бесплатно, а для коммерческих структур — за деньги, которые могут использоваться для сопровождения деятельности реестра.

Технические возможности для создания демографического реестра в Украине существовали 10–15 лет назад. Основной причиной его отсутствия была в лучшем случае неактуальность, в худшем — противодействие со стороны чиновников. При этом получение права безвизового въезда в Европу можно трактовать как беспрецедентный кредит доверия, который Украина может очень быстро исчерпать, если не предпримет срочных шагов по созданию современного высокотехнологического Демографического реестра граждан.

Fullscreen

Все материалы спецпроекта Фокуса и Industrial Innovation Group "Электронная Украина".