Мировое лидерство идентификации. Как единый демографический реестр изменит Украину
Спецпроект с IIG Вадим Сирик о том, почему украинские технологии можно считать глобальным лидером идентификации
КТО ОН: Начальник Центра защиты информации
ПОЧЕМУ ОН: Признанный специалист в области идентификации граждан
Сколько украинцев находятся на заработках за рубежом? Каков объем трудовой миграции в областные центры? Как быстро идет процесс урбанизации? К сожалению, на все эти вопросы государство Украина пока не может ответить. Не может по собственной вине, поскольку в стране так и не создан единый демографический реестр, хотя вся законодательная и главное — технологическая база готова уже много лет, — уверен Вадим Сирик.
Почувствуют ли украинцы выгоду от создания национального демографического реестра?
— Однозначно почувствуют. Демографический реестр — один из способов обеспечения государственными услугами без коррупции и с равным доступом. Очевидно, что налаженная работа автоматизированного реестра избавит граждан от многочасового стояния в очередях за разного вида справками, необходимыми для оформления тех или иных субсидий. Например, с помощью центров оказания административных услуг на начальном этапе, а в дальнейшем, при массовом внедрении электронных документов второго поколения — через развитие средств электронного государства.
В чем отличие демографического реестра от переписи населения?
— Перепись — одноразовая процедура, результаты которой анализируются в интересах стратегического планирования. Демографический реестр фиксирует место проживания или регистрацию по месту жительства, персональные данные, включая биометрические, а также выдачу документов. Он создается один раз, но информация в нем постоянно обновляется.
Почему в Украине до сих пор нет демографического реестра?
— Заказчиком демографического реестра может быть государство. Сегодня ведомственные интересы в Украине преобладают над стратегическими потребностями государства и населения. Технические возможности создания демографического реестра в Украине существовали 10—15 лет назад. Но до сегодняшнего дня у руководства страны не было на это политической воли.
Более того, сегодня ощущается острая потребность в таком реестре в силу того, что без него, к примеру, избирательное законодательство не может двигаться дальше. Каким бы совершенным ни был избирательный закон, основные проблемы во время избирательного процесса во многом как раз и связаны с отсутствием реестра избирателей. В свою очередь, составить такой реестр невозможно без наличия общего реестра о населении.
IIG создал Интегрированную систему регистрации населения (IPRS) в Кении. Насколько успешна реализация этого проекта?
— Судя по тому, что после внедрения в 2007 году этой системы кенийское правительство в течение 12 лет с нашей помощью продолжает ее развивать, можно назвать проект удачным и полезным для государства. В Кении с чуть большим населением, чем в Украине, на сегодня в автоматизированном реестре более 47 млн записей.
В целом мы рассматриваем IPRS как один из самых удачных проектов IIG.