Да будет "Свет". Что такое современная библиотека и как сделать из нее бизнес
Идти по застроенной Воздвиженке жарко. А вверх – еще и неудобно. Новая локация библиотеки знаний «Свет» спрятана среди домов улицы Дегтярной. Рядом – большая стройка, однако, если повернуть направо, сразу видно черно-белые цвета и знакомый стилизованный шрифт. Предыдущий проект предпринимателя Алексея Иванова - библиотека “Ботан” прекратила работу около месяца назад к глубокому сожалению всех интеллектуалов и интеллектуалок. Однако грустить долго не пришлось - 21 июля открылась новая библиотека знаний «Свет».
Книга лучше алкоголя
Первое ощутимое отличие от "Ботана" – само пространство. Теперь это не камерный полуподвал - в помещении просторно, светло и много воздуха. В большом зале стоят несколько белых столов. В отличие от "Ботана" здесь есть свободный доступ в интернет и можно поработать с ноутбуком. Но в день открытия большинство посетителей предпочли книги диджиталу. Благо, выбрать есть из чего.
… Девушка в черном рассказывает гостям о "Свете". Здесь экскурсия по библиотеке не экзотика, а необходимость – помещений много, предназначение у всех свое, да и вообще новое пространство очень отличается от других образовательных площадок.
Одна из посетительниц долго и увлеченно разговаривает с библиотекарем, а потом просит его придвинуть приставную лестницу к полкам, взбирается наверх и начинает увлеченно рассматривать стоящие наверху книги.
Классический библиотекарь в условной библиотеке Вернадского - это портал к знаниям, человек-каталог. Посетитель приходит, говорит свой запрос, и получает ответ – вот эта полка, вот эта книга, вот эта страница. Но поскольку функции и инструментарий "Света" значительно расширены, то и роль библиотекаря тоже изменилась. Это не только человек, который подскажет, с какой полки взять нужную книгу. Это человек, который актуализирует библиотечный фонд, обновляет его, помогает с организовывать лекции и занимается административной работой.
Это не первый подобный проект. В 2012 году мать и дочь Новоторовы открыли первую в Украине частную публичную библиотеку в Одессе. Библиотечный фонд насчитывал 27 тысяч томов, а читательский взнос составлял приличные в то время 10-15 грн. По словам посетителей, литературные новинки они находили именно в частной библиотеке.
Частная библиотека вполне может стать "изюминкой" бизнеса. 5-ти звездочный отель Library в Таиланде предлагает посетителям новый интеллектуальный отдых. На территории отеля работает огромная библиотека, в которой посетители могут взять литературные новинки и почитать загорая в шезлонге. В этой библиотеке можно взять любую книгу, чтобы почитать, загорая в шезлонге. Авторы концепции считают, что книга помогает расслабится не хуже, чем алкоголь.
Корреспондент Фокуса побывала в модернизированной библиотеке и пообщалась с ее владельцем, креативным предпринимателем Алексеем Ивановым о выгоде образовательного бизнеса в Украине, о новом смысле современной библиотеки и об ошибках и выводах после запуска первого проекта.
Зачекиниться, чтобы казаться умным
Несколько лет назад мы решили открыть первую библиотеку - "Ботан". Тогда была мода чекинится. И вот, работая над одним из проектов, мы делали исследование - где нужно зачекинится, чтобы казаться умным. Оказалось, что в Киеве на тот момент не было мест, где бы собирались люди, которые хотят развиваться. Это привело к пониманию того, зачем нужно строить библиотеки. Изначально у нас не было надежд на то, что есть запрос на полезные знания и уж тем более - идей, как это должно функционировать и приносить прибыль.
Первое время после открытия Ботан существовал с оплатой времени, но мы отменили это, потому что это очень сильно шло в противовес нашей идеологии. Наш проект, в первую очередь, о книгах, а не о месте. Соответственно, зарабатывать мы должны на книгах. Мы мечтали построить современную библиотеку и посвящать время именно тем процессам, которые должны происходить в библиотеке. А когда стали брать плату за время, обнаружили, что вязнем в бизнес-процессах коворкинга.
"Ботан" был дотационным от момента открытия до момента закрытия. У меня есть любимая фраза, которой я отвечаю относительно вопроса о прибыли: "Ботан" не научил меня зарабатывать на нем, но он научил меня зарабатывать для него". Я нашел несколько финансовых моделей капитализации всего этого счастья. Первая - абонентский принцип старых библиотек, при котором человек ежемесячно оплачивает членство в клубе и получает ряд для себя преимуществ. Эта модель сработала, но не в том объеме, который был необходим для поддержания этого проекта. Вторая - организация корпоративных библиотек для b2b сегмента. Мы как-то одномоментно осознали, что мы единственные люди в стране, которые умеют строить понятные компьютеризированные библиотеки. Одни компании мы просто консультировали, для других создавали продукт полностью - занимались подбором книг, прототипированием самой библиотеки, устанавливали свою систему контроля.
С чистого листа
Даже если бы здание не выставили на продажу – я все равно бы открыл новое место. Нельзя построить многоэтажный дом на фундаменте одноэтажного. В масштабах государства нужно очень много времени, чтобы изменить систему. К счастью, я не государство, я могу закрыть одну систему и начать строить другую.
Первые 3 года в Ботане что-то происходило, но потом он замер. А продажа локации оказалась мощным катализатором для дальнейшего развития. Нас не выставляли, не говорили: "Собирайте вещи и уходите!" Нам давали время. Однако, мы закрыли проект, рассчитались с людьми, и начали все с чистого листа. Как и надо, собственно говоря, по-моему делать.
Как показала работа Ботана и открытие Света, 90% аудитории библиотеки – это женщины. Это очень четко отслеживается, бескомпромиссно, никакой статистической ошибки. У меня есть отличная история. Как-то вечером я стоял возле ботана. Мимо проходили парень с девушкой, прогуливались. Девушка увидела надпись "библиотека", взбодрилась, начала заглядывать в окна. На что парень посмеялся и сказал, мол, какой идиот станет открывает библиотеку. Это был потрясающий для меня момент. Я не сексист и ничего плохого не говорю о мужчинах, однако 90% аудитории, которая стремится посещать лекции, читать и развиваться - это женщины.
Новый смысл библиотеки
Мы создавали "Свет" как инструмент производства нами разных типов собственного контента. Это текстовый, аудиовизуальный контент (в том числе, онлайн-лекции) и ивенты (лекции, интенсивы, практикумы т. д.). Для того, чтобы сделать все это реализовать "Свет" выглядит вот так.
Если учесть, что все книги переехали из "Ботана", открытие обошлось в 5 миллионов гривен. Для того, чтобы подготовить его к открытию понадобилось 4 месяца. Срок окупаемости прогнозировать сложно, потому что инвестиции еще не прекратились. Это совершенно не все. Будет еще видеопродакшен, аппаратура, штат для этого. Точно смогу сказать через полгода. Я всегда шутил, что мои дети вернут инвестиции "Ботана". Конкретно по свету – надеюсь, что это буду я.
Мы не просто даем выступающему место, проектор и аудиторию. Мы долго работаем над контентом, наши дизайнеры участвуют в презентации, есть тренер по ораторскому искусству. Мы стремимся к тому, чтобы продукт соответствовал как минимум нашим требованиям (применимость, актуальность, доступность и эстетичность).Кроме того, сейчас мы сотрудничаем с несколькими бизнесами и разрабатываем для них образовательные продукты. Компания обращается с конкретным запросом, мы выбираем лекторов и производим для них контент по заданной теме.
Неочевидный конкурент
Мне неинтересно конкурировать ни с одним образовательным проектом, но у меня есть главный враг, который стоит у каждого дома. В конкретном смысле получения компетенций, "Свет" будет конкурировать с диваном. И поверье, если мы (образовательные проекты) не осознаем, что наш главный конкурент — это диван, мы так и будем бороться за те 5-7% людей, которые хотят образовываться.
Образовательный рынок — это шоу-бизнес. По большому счету, лекция ничем не отличается от концерта. Есть человек, который красиво поет, а есть человек, который харизматично и прекрасно излагает свои знания в сопровождении презентации. Условный концерт на стадионе отличается от лекции по брендингу тем, что на концерте получаешь эмоцию, а на лекции — знания. Поэтому мы стремимся не только сделать шоу, а еще и добавить туда единицу полезности и знания.
Партнерство в бизнесе работает, когда люди собираются делать что-то вместе. Не "благодаря", не "чтобы", не "для". Каждый дает лучшее, что у него есть, учредители вместе развиваются и абсолютно соответствуют ценностям друг друга. Я благодарен своим партнерам, за то, что они терпят мои выходки и поражения, но при этом понимают мои мотивы в рамках управления теми или иными бизнесами. При этом я всегда говорю, что в день, когда они захотят, чтоб я стал пассивным партнером, который будет приезжать в конце месяца за деньгами – я у удовольствием соглашусь.
Первый блин комом
Выбор локации – фундаментальная ошибка "Ботана". В 2015 году мы были консалтерами, ничего не знающими о реальном бизнесе. Нам понравилась первая локация на Воздвиженке и мы подписали договор.
Но мы не учли, что будет после того, как мы расставим книги. Там не было нормальной посадки, невозможно провести ивент, нельзя повесить проектор – то есть сделать место действительно современной библиотекой. Зал вмещал 30 человек, а когда приходило больше сотни, гостям приходилось сидеть на ступеньках. Мне хотелось давать больший комфорт людям, которые хотят учится и развиваться.
Нас очень сильно разочаровала аренда книг. Некоторое количество людей воспринимали аренду книги, как дешевую покупку. То есть они приходили, оплачивали один месяц клуба, брали книгу, но назад не возвращали. Проблема в том, что большинство книг, которые нам не вернули, очень редкие, их нет в Украине. Например, "Закон малинового варенья" сейчас просто не продается. Человек берет ее в аренду и не возвращает. Получается у него теперь есть эта книга, а у нас нет. Приходится звонить, просить. Это неприятно. Я считаю, что в данный конкретный момент наше общество к аренде еще не готово.
"Свет" находится далековато, вокруг идет стройка, но сама локация нам идеально подходит. Помещение спроектировано кругом и у людей есть возможность комфортно войти и выйти. Там одно большое пространство, можно сделать нормальную функционирующую вентиляцию, свет, звук и т.д.
Я считаю, что выбор места – это 50% успеха бизнеса. Именно благодаря ошибкам зонирования локации "Ботана" и нашему опыту с другими проектами "Свет" такой, какой он есть.
На открытии ко мне подошел человек. Он с полной уверенностью сообщил, что в этой стране невозможно зарабатывать на умных проектах и спросил зачем я все это делаю. И вот пока люди будут так спокойно мне об этом говорить, я с этой гипотезой буду бороться.
"Мы существуем, чтобы каждый кто хочет, — мог!" Восклицательная интонация своеобразного девиза, миссии библиотеки "Свет" бросает вызов всем тем, кто считает, что "умные" проекты – это не прибыльно, скучно и не востребовано. Количество людей, которые пришли на открытие и приобрели билеты на лекции и присутствовали на первом интенсиве доказывает – запрос на знания, качественный контент и конкретные навыки уже появился.