Без парковок, но с новым мостом. Как будут решать 5 главных транспортных проблем Киева
В столице в очередной раз перенесли запуск единого электронного билета, а к долгоиграющим проектам строительства метро на Виноградарь и Подольского моста уже накопилось достаточно вопросов. Фокус разбирался, как чиновники собираются решать транспортные проблемы столицы
Единый билет
В чем суть: в трамваях, автобусах, троллейбусах и метро можно будет оплатить проезд с помощью электронного билета (Kyiv Smart Card), который считывается специальными валидаторами.
Два года назад городская власть анонсировала внедрение единого электронного билета. По первоначальным планам, киевляне должны были обзаводиться карточками Kyiv Smart Card с апреля 2018 года, однако потом старт проекта перенесли на октябрь. Год назад в наземном общественном транспорте действительно установили валидаторы, но полноценно система не заработала до сих пор. В октябре 2019 года запуск е-билета отложили до весны 2020-го. В КГГА такую задержку объясняют несогласованностью вопроса проезда льготных категорий пассажиров, не зарегистрированных в Киеве. Еще одной причиной стали проблемы с внедрением электронных ученических билетов, которые школьники должны были получить еще в сентябре. Пока же мэрия обещает до новогодних праздников полностью убрать из оборота жетоны в метро, заменив их на одноразовые билеты с QR-кодом.
Дмитрий Беспалов, советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры, считает, что проблемы связаны с некачественной подготовительной работой. "Проект был плохо спланирован. У команды не было опыта внедрения подобных систем, поэтому в процессе возникли трудности", – прокомментировал ситуацию Беспалов. По его словам, техническая специфика метрополитена не учитывалась при изначальной разработке е-билета.
Сейчас недостатки системы пытаются устранить. Сам электронный билет можно купить в кассе метро и в нескольких терминалах, установленных на некоторых станциях (например, "Хрещатик" и "Майдан Незалежності"). Однако боксы самообслуживания работают с перебоями – не выдают сдачу или не принимают карты. Наиболее приемлемым вариантом пополнения Kyiv Smart Card стало мобильное приложение. Заработает ли электронный билет в апреле следующего года, остается под большим вопросом.
Метро на Виноградарь
В чем суть:7,5 км
25 м
В октябре мэр Киева Виталий Кличко рассказал, что не исключает проблем с финансированием проекта из-за принятых Верховной Радой изменений в госбюджет на текущий год. 31 октября парламент одобрил соответствующий законопроект и изъял из бюджета города 3,8 млрд грн. В свою очередь, первый заместитель главы КГГА Николай Поворозник на своей странице в Facebook написал, что такие финансовые действия со стороны правительства приведут к сложностям в реализации инфраструктурных проектов. "К сожалению, государство "методами предшественников", изымая средства территориальной громады, замедляет темпы модернизации устаревшей инфраструктуры", – прокомментировал он.
Впрочем, в начале ноября киевский градоначальник заверил горожан, что город выполняет свои финансовые обязательства в полном объеме и уже выплатил подрядчику 2 млрд грн.
Параллельно с этим "стройка десятилетия" потихоньку обрастает скандалами. На днях стало известно, что "Киевметрострой" вырубил десятки деревьев в дендропарке "Сырецкий Гай", который является памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения. Никаких объяснений по этому поводу предприятие давать не стало.
Подольско-Воскресенский мост
В чем суть: строительство комбинированного мостового перехода, состоящего из трех мостов и соединяющих их эстакад. Официально работы начаты в 1993 году (фактически ведутся с 2003-го), строительство возобновилось в 2018 году, должно быть окончено в 2022-м.
Еще одним громким проектом города стало завершение строительства Подольско-Воскресенского моста. Весной этого года на мосту завершили основные работы по укреплению арочной конструкции. Летом установили балки автопроезда, обустроили барьерное ограждение и тротуары, а к осени уже демонтировали временные опоры. До конца года также должны быть обустроены эстакады от дамбы Русановских садов к порталу потенциальной Подольско-Выгуровской ветки метро на Троещину. В то же время рабочие проекты для строительства право- и левобережных съездов еще не готовы.
Общая сметная стоимость проекта составляет более 11 млрд грн. Как сообщают в КГГА, для завершения строительства нужно еще порядка 6 млрд грн. Всего на мосту планируют обустроить шесть полос для автомобильного движения и два железнодорожных пути для метро. Проектная пропускная способность перехода составит 60 тыс. автомобилей в сутки, что позволит существенно разгрузить другие транспортные развязки в столице.
Виталий Кличко неоднократно подчеркивал, что автосообщение между левым и правым берегами будет открыто до конца следующего года. Как говорит его заместитель Николай Поворозник, сейчас помешать строительству могут лишь политические игры. Если финансирование из государственного бюджета не урежут, то амбициозный проект удастся завершить в заявленные сроки. Еще одна проблема –удержание кадров: за границей специалисты рабочих профессий могут заработать куда больше, чем на стройке в Киеве.
Дмитрий Беспалов, советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры, в свою очередь рассказал Фокусу, что с в вводом в строй моста как на правом, так и на левом берегу есть значительные проблемы. "Мы с коллегами будем стараться лоббировать подключение моста одноуровневым образом, то есть не делать развязки на разных уровнях", – прокомментировал он. По его словам, это, во-первых, не испортит архитектурный ансамбль Старого Подола и, во-вторых, позволит избежать перекладки инженерных сетей. "И если общественный транспорт будет занимать большую долю на этом переходе, то для него развязки на разных уровнях вообще не нужны, для этого будет достаточно светофора с приоритизацией", – подчеркнул эксперт.
Незаконная парковка
В чем суть: с апреля этого года киевские парковочные инспекторы начали борьбу с нарушителями правил парковки.
В сентябре прошлого года Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств", призванный изменить сложившуюся ситуацию с незаконными парковками. В Киеве борьбой с водителями-нарушителями занимаются парковочные инспекторы. К своим обязанностям они должны были приступить еще в феврале 2019 года, но по факту первые разъяснительно-предупредительные рейды начались в середине весны. Активная фаза стартовала в июле – с этого момента инспекторы получили возможность выписывать штрафы за неправильную парковку и эвакуировать оставленные на тротуарах и проезжей части автомобили. Также в разных районах города стали появляться делиниаторы – специальные заградительные столбики.
На странице "Инспекции по парковке" в Facebook сообщается, что со 2 июля по 18 октября инспекторы вывезли на штрафплощадку 960 машин. Общая сумма штрафов составила 1,1 млн грн. Киевские водители не в восторге от такой практики. Они приводят в свое оправдание традиционный аргумент, говоря, что людям не оставляют выбора: на многих оживленных улицах парковок просто нет либо их недостаточно, так что не всегда удается найти место. Кроме того, киевляне жалуются и на слишком высокую стоимость стоянок.
ВажноВ мэрии обещают поэтапно решать проблему недостатка паркомест. К примеру, в городе планируют строить паркинги на крышах общественных зданий и сооружений, в Государственные строительные нормы уже внесены соответствующие изменения. Также в столице снова заговорили о строительстве высотных автоматических парковок. Но в КГГА объясняют, что появление таких объектов зависит от сложной процедуры выделения земельных участков, и это тормозит процесс.
Обновление подвижного состава
В чем суть: система наземного общественного транспорта работает в городе с перебоями, жалобы киевлян на текущую ситуацию остаются без ответов.
Одной из главных проблем Киева остается наземный общественный транспорт. Горожане в соцсетях не перестают жаловаться на то, что автобусы в столице ходят с постоянными перебоями, на некоторых маршрутах нет альтернативных вариантов (маршруток или троллейбусов, например), так что людям приходится набиваться в переполненные салоны. Кроме того, летом в общественном транспорте не работают кондиционеры, а жалобы в "Киевпасстранс" ни к чему не приводят.
К слову, в компании "Богдан Моторс" еще летом сообщили, что до конца года Киев должен получить 55 новых низкопольных троллейбусов общей стоимостью 604 млн грн. Однако анонсов, когда новый транспорт выйдет на маршруты, от "Киевпасстранса" пока не поступало.
Как сообщил Фокусу Дмитрий Беспалов, сегодня дефицит подвижного состава в городе измеряется сотнями единиц. "По подсчетам Всемирного банка, чтобы закрыть базовые потребности, Киеву не хватает около 200 троллейбусов, а это в 1,5 раза больше, чем есть сейчас, и 400 автобусов", – отмечает эксперт.
Решение проблемы зависит от того, удастся ли мэрии найти финансирование.
Одной из главных проблем Киева остается наземный общественный транспорт