Каким будет ритейл в 2020 году?
Новости компаний Андрей Жук, соучредитель Ассоциации ритейлеров Украины, рассказал, какими трендами будет жить рынок ритейла, что изменится в ближайшие годы и почему на VII Retail & Development Business Summit 2019 будут говорить о фуд-кортах и фуд-холлах
Каковы потребительские настроения на рынке ритейла в 2019 году? Есть ли позитивные изменения, какова динамика и прогнозы на следующий год?
– Можно смело говорить, что в целом покупательские настроения растут. В сентябре этого года показатели достигли 12-летнего максимума. Об этом говорится в ежеквартальном Инфляционном отчете Национального банка Украины. В Нацбанке отмечают, что такой динамике способствовали высокие темпы роста зарплат, а также улучшение макроэкономической ситуации.
Но есть нюансы. Например, в сфере фешн-ритейла произошло некое снижение покупательского спроса, что объясняется теплой осенью. Похолодание наступило только к началу сезона распродаж и по этой причине ритейлеры не получат ожидаемых оборотов. Речь идет о 20-30% отклонении от планов.
В 2020 году мы ожидаем продолжения роста покупательской способности, открытия новых мегамоллов, таких как Ocean Mall (100 тыс. кв.м), South Mall (293 тыс. кв.м), East Mall (200 тыс. кв.м), Kiev Mall (145,5 тыс. кв.м) и расширение присутствия международных ритейлеров (IKEA и другие).
Дополнительно стоит подчеркнуть оттепель в кредитовании девелоперов. Так компания "Мартин", которая развивает торгово-развлекательный и бизнес-центр "Retroville" в Киеве привлекла кредит в размере 41,1 млн евро у польского государственного банка Bank Gospodarstwa Krajowego S.A. Привлечение финансирования от иностранного банка - уникальное событие для рынка коммерческой недвижимости Киева, ведь практически 100% крупных проектов торговой недвижимости в стране реализуются либо за счет собственного капитала инвестора, либо с привлечением финансирования от украинских банков.
Также ЕБРР возобновил переговоры и заявил о готовности финансировать строительство новых ТЦ, что также повлияет на появление новых площадей.
Назовите топ-5 основных трендов будущего для украинского рынка ритейла. Чего ожидать в ближайшие годы? С какими вызовами столкнутся ритейлеры?
– Мультиканальность и омниканальность. Harvard Business Review провел исследование: в опросе приняли участие 46 000 покупателей, которые подробно рассказывали о своем шоппинге. Особый акцент в исследовании был сделан на каналах коммуникации, задействованных при покупке. 7% опрошенных покупали только в интернете, 20% - только в "физическом" магазине, оставшиеся же 73% пользовались как онлайн, так и офлайн-площадками.
Исходя из этих данных, рынок ритейла должен подстроиться под новые тенденции и внедрять омниканальность на всех уровнях, в противном случае в ближайшем будущем, можно потерять большую часть своих клиентов.
Структуризация крупных ритейлеров: сети будут консолидироваться путем поглощения конкурентов и несетевой розницы. Например, на рынке бытовой техники раньше было более 10 сетей, сейчас же основную долю рынка занимают три основных игрока. Ярким примером также являются поглощение Rozetka.ua таких маркетплейсов как Prom.ua, Bigl.ua, Shafa.ua, Crafta.ua, Kabanchik.net, Zakupki.prom.ua, Satu.kz, Deal.by и другие. Антимонопольный комитет дал разрешение владельцам маркетплейса Rozetka.ua получить контроль над площадками группы компаний EVO.
Тотальная фискализация, которая привнесет в бизнес больше защиты и гарантий для потребителя. В октябре этого года президент Украины подписал Законы, которые обязуют предпринимателей использовать фискальные системы. Законы направлены на защиту легального бизнеса от недобросовестной конкуренции, вывод из теневого оборота доли наличных расчетов, "серого" товара, улучшение эффективности налогового администрирования и государственного контроля за расчетными операциями. Также в законах предусмотрено, что функцию программного РРО сможет выполнять любое устройство (компьютер, планшет, смартфон), на который установлено программное обеспечение. При этом Государственная налоговая служба Украины должна обеспечить предпринимателей программами бесплатно, а регистрация программного РРО будет осуществляться через электронный кабинет.
Мультиформатность: в 2020 будут развиваться все больше концепций, где в классический ритейл интегрирована еда и напитки.
Это отдельная тема, которая станет изюминкой RDBSummit-а (ред. – пройдет 5 декабря в Киеве, в КВЦ "Парковый"), ведь тенденция, которая совсем недавно покорила мир, становится актуальной и для Украины. Всевозможные фуд-концепции позволяют продолжить время пребывания потребителя в торговом центре, устранить деструктивную конкурентность среди гастрономических заведений, которые находятся под одной крышей, и предоставить покупателям предложения "на любой вкус" в прямом смысле этого слова.
Набирает обороты также предложения "To Go" в магазинах, которые позволяют приобрести готовые блюда "на вынос", при этом экономить время и потреблять свежие, только что приготовленные, продукты.
Индексация арендных плат. По причине отсутствия большого количества предложений качественных торговых площадей и низкой вакантности арендные ставки будут расти.
Что уникального и нового смогут узнать топ-менеджеры сферы ритейла и девелопмента в рамках RDBSummit-а? Какие фишки предусмотрены на мероприятии в этом году?
– Событие пройдет в седьмой раз, мы как организаторы хорошо знаем, что нравится нашим участникам – это уникальный контент программы с яркими спикерами. Мы ожидаем около 400 гостей, среди которых владельцы и топ-менеджмент компаний ритейл-сферы, торговой недвижимости, инвестиционного и банковского секторов. Для нас важно привлекать на ивент первых лиц компаний, людей, которые принимают решения.
Одна из тем и фишек события этого года — мега актуальная тема по современным фуд-кортам и фуд-холлам.
Развитие фуд-концептов наблюдается во всем мире. Так, в GLA за последние 10 лет прирост площадей составил: Франция +7%, Британия +8% и США +4%.
В Украине ярким примером может служить Kyiv Food Market, который открылся на территории бывшего завода "Арсенал". Тут собраны более двух десятков городских ресторанов по аналогии с одесским Рынком городской еды. Такой формат позволяет заказать суп в одном заведении, пиццу - в другом, кофе - в третьем, и выбрать любой столик на территории всего двухэтажного фуд-корта.
Также, стоит отметить появление "Сильпо" с фуд-кортами, которые стали не просто гастрономической зоной, а и полноценным местом времяпровождения с мастер-классами, дегустациями и лекциями.
Эти тренды вполне логично пользуются все большим спросом у покупателей, ведь с увеличением темпов жизни, появляется потребность экономить время на всем: покупках, приготовлении и потреблении еды, но при этом важно сохранять качество и комфортный формат для делового и личностного общения.