Добавочная стоимость в области креативных индустрий может конкурировать с IT и с наркобизнесом
Новости партнеров
Алена Матвиенко – одна из самых ярких и известных украинских менеджеров в области креативных индустрий. У Алены редкая профессия – балетный продюсер, и богатый международный опыт: она сотрудничала с Американским театром балета, миланским Ла Скала, с Большим, Мариинским и Михайловским театрами, токийским Новым национальным и другими театрами. С 2011 года она руководит продюсерским центром "Софит", который организовал в Украине более 50 балетных проектов, в том числе и знаменитые Radio and Juliet, "Класс-Концерт", "Quatro", The Great Geatsby, а сейчас занимается постановкой новогоднего балета-феерии "Щелкунчик. Новая старая сказка". "Фокус" пообщался с Аленой о сложностях и перспективах развития области креативных индустрий в Украине.
Алена, как ты выживаешь, занимаясь балетным продюсированием? Где берешь силы? Ведь работа стрессовая и не очень благодарная - люди все равно не понимают, где хороший балет.
– К счастью, я не живу исключительно за деньги, заработанные на моих театральных проектах. Поэтому, о выживании речь не идет ☺ Но, иногда получается неплохо заработать и на балете. Конечно, как любая работа в креативной сфере, работа продюсера очень стрессовая: в этой сфере работаешь не просто с людьми, ты работаешь с творческими людьми, артистами. Работаешь не просто в эмоциональной среде, а работаешь с эмоциями и амбициями. Это иногда очень тяжело. Еще и тяжело потому, что ты, как продюсер, не имеешь права забывать о бизнес составляющей процесса, а это иногда идет вразрез с творческими амбициями. Но сказать, что работа эта неблагодарная нельзя. Смотря какой благодарности ты ждешь. Если государственных званий, то это "не из этой оперы" ☺ Но когда видишь аплодирующий стоя зал, ощущаешь восторг и приятное опустошение после успешного спектакля, это дорогого стоит. В общем, мне, наверное, не так важно внешнее признание, как внутренняя удовлетворенность.
Ну а по поводу того, что люди не понимают, где и какой балет хорош… Так ведь если им не показывать хороший балет, они так и будут думать, что балет – это только "Лебединое озеро", как символ смены власти. И это в лучшем случае. У нас очень печальная ситуация с освещением культурной жизни в СМИ, в первую очередь – на телеэкранах. А подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию именно из "ящика". Что по телевизору назовут хорошим, то хорошим и считается, кого назовут звездой, тот и звезда. Это грустно. Мне бы очень хотелось, чтобы наши телеканалы взяли на себя что-то типа социальной ответственности за формирование вкуса к искусству у их зрителя. Но, это только мечты. В реальности у нас на телеканалах закрывают те немногие передачи о культурной жизни. Это заменяется светскими хрониками. Но из кого же тогда формируется эта "светская жизнь"?!
Какие ты видишь перспективы развития отрасли креативных индустрий в Украине?
– Не буду сейчас, в рождественский период рассуждать о грустном: об отсутствии культурной стратегии в нашем государстве. Но помимо стратегической важности культуры для государства, есть огромный экономический потенциал в сфере культурных индустрий! К сожалению, даже этому не уделяют внимание наши власти, а очень жаль! Я как-то наткнулась на аудиторский отчет по итогам театрального фестиваля в Торонто. Аудит – это не лирика, это сухие цифры. А сухие цифры говорили о том, какой прирост экономики города дает этот фестиваль. Ведь фестиваль – это не только спектакли и проданные на них билеты. Высокого уровня культурное событие – это привлеченные туристы, увеличение оборота туристического, отельного и ресторанного бизнесов. Развитие других видов бизнеса. И все это помимо очевидных имиджевых плюсов. Поэтому я сильно злюсь, когда мне говорят: культура субъективна, ее нельзя измерить. Этим прикрываются те культурные деятели, результат деятельности которых никому не интересен. Культуру измерить нельзя, но ее влияние на экономику –можно. И отсутствие высокого уровня культуры влияет и на уровень экономики тоже. Я глубоко убеждена, что люди с высокой степенью креативности на почве "шансона" не растут. А добавочная стоимость в области креативных индустрий может конкурировать с IT, а иногда и с наркобизнесом ☺
Если коротко, то только креативные индустрии и индустрии, базирующиеся на таланте и интеллекте, и могут сформировать конкурентную экономику. Это миф, что Украина может, так сказать, встать с колен благодаря исключительно чернозему и тому, что этот чернозем родит. Мы, к сожалению, упрямо не замечаем, что этот чернозем упрямо и обильно родит интеллектуальные и творческие сокровища. К сожалению, их мы экспортируем активнее, чем зерно.
Что лично тебе дает балет?
– Удовольствие, эстетическое наслаждение, эмоции. Учитывая историю моей семьи, это неудивительно: я представитель 3-го поколения артистов ☺
Поэтому, я и занимаюсь балетными проектами высокого уровня. Хочу, чтобы у нашего зрителя была возможность увидеть балет, каким видит его современный мир, а не наше министерство культуры. Но я не сподвижник чистой воды, я просто не хочу портить себе карму и тратить свое время на низкосортный продукт. Я уважаю себя и хочу просто-таки убедить и нашего зрителя уважать себя и не путать стекляшки с бриллиантами.
Вот сейчас мы делаем удивительно красивый новогодний проект – балет "Щелкунчик. Новая старая сказка". Представьте себе такой "цирк Дю Солей", но только в балетном искусстве: классическая хореография, но в современном, актуальном прочтении премьера Национальной оперы Украины, хореографа балета Виктора Ищука. Как цирк Дю Солей смиксовал жанры и отбросил устаревшее и скучное, так и в балете "Щелкунчик. Новая старая сказка" мы соединили классическую хореографию с другими видами танцевального искусства, мастерством иллюзиониста, гимнастки-эквилибристки, магией специалистов спец эффектов и 3D-визуализаций и волшебством декораций и костюмов, созданных известным дизайнером Анжелой Лисицей.
У меня растет сын, и я чувствую особую ответственность и желание создавать такой балет, который будет интересно смотреть современным детям, а также их папам и мамам.