Голливуд возвращает к жизни проверенные годами сюжеты
Количество голливудских киносериалов растет как на дрожжах – студии и режиссеры, не желая рисковать, используют проверенные годами сюжеты
Одна за другой крупные голливудские киностудии объявляют о перезапусках той или иной популярной кинофраншизы (серии приквелов, сиквелов, римейков и компьютерных игр по одному сюжету). Так, компания 20th Century Fox объявила о своем решении дать вторую жизнь и без того популярному сюжету – Ридли Скотт возьмется за римейк собственного фантастического ужастика "Чужой", первая часть которого вышла в 1979 году. Новый фильм станет пятой частью сериала о зубастых тварях, которых хлебом не корми – дай кого-нибудь съесть. Впрочем, сам мэтр выступит в роли продюсера, а режиссерское кресло займет клипмейкер Карл Ринсш.
Другой титан мировой киноиндустрии – студия Metro-Goldwyn-Mayer готовит возвращение в 2011 году еще одного культового героя – "Робокопа" Пола Верховена. Возрождением трогательной истории о человекороботе займется сам Даррен Аронофски – режиссер, на чьем счету числятся нежно любимые киноманами "Реквием по мечте" и "Пи". Эти два сюжета – лишь капля в море римейков, сиквелов и приквелов, которыми заваливают зрителя в последние годы предприимчивые и хваткие киноворотилы.
Кто не рискует – тот зарабатывает
Причина повального увлечения студий кинофраншизами довольно проста – на популярных сюжетах можно очень хорошо заработать. Именно поэтому в 20th Century Fox по поводу "Чужого" даже не сомневались – в 1979-м картина с бюджетом в $11 млн. собрала $104,9 млн. Доход же студии от всех четырех частей, где кроме Скотта в качестве режиссеров отметились такие именитые мастера, как Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене, составил $557 млн. Так что очередная часть космической эпопеи – практически беспроигрышный вариант для ее создателей. Рассчитывает на успех следующей картины, так называемой франшизы, у которой имеется многотысячная армия фанатов, и актриса Сигурни Уивер, сыгравшая главную роль в предыдущих фильмах. Исполнительница роли на редкость живучей Эллен Рипли призналась, что уже не раз обсуждала с Ридли Скоттом возможность съемок пятой серии. "Мы оба чувствуем ответственность за эту женщину, он в такой же степени ее создатель, как и я", – заявила актриса. Учитывая тот факт, что Рипли входит в топ-10 самых популярных киноперсонажей всех времен и народов, участие Уивер в продолжении – вопрос уже решенный.
Впрочем, пять частей – это еще немного. Одним из чемпионов среди кинофраншиз является не менее культовый ужастик "Пятница, 13". Этот сюжет о безжалостном маньяке-убийце в хоккейной маске Джейсоне с 1980 года обзавелся 12-ю полнометражными фильмами и телесериалом. Последняя часть, вышедшая в мировой прокат в феврале нынешнего года, собрала кассу в почти $100 млн., и это при бюджете в $19 млн. Однако в Warner Bros решили, что из этого киносериала можно выжать еще больше – в 2011 году увидит свет очередная часть о зверствах Джейсона. "Если мы возьмемся за следующую "Пятницу", мы дадим зрителям то, с чем они не сталкивались прежде. Нечто, чего никто никогда не видел – Джейсон в снегу. Мы действительно хотим обновить франшизу, хотя это не значит, что действие всего сиквела будет происходить зимой", – пытается заинтриговать многочисленных фанатов сериала продюсер Брэд Фуллер.
На конвейер
Также на подходе очередные части фильмов "Хищник", "Крик" (в данном случае продюсеры решили переснять все три части), "Кошмар на улице Вязов", "Уолл-Стрит", "Баффи – истребительница вампиров", "Лара Крофт", "Безумный Макс" и еще с десяток довольно громких названий.
"Сегодня студии фактически превратились в фабрики, выпускающие товар по лицензии. Вся мощь индустрии культуры брошена на производство масштабных блокбастеров", – рассказывает Стивен Гайдос, выпускающий редактор журнала Variety. Более того, американские киноэксперты считают, что картины-франшизы – уже даже не кино. "Это называется продуктом. У каждой крупной студии есть свой "сборочный конвейер" – с него-то и сходит этот самый продукт", – считает бывший вице-президент компании Paramount Pictures Питер Барт.
Однако эта печальная констатация факта нисколько не мешает кинопроизводителям продолжать метать в зрителей фильмы с порядковыми номерами "4", "5", "6", а зрители, в свою очередь, автоматически достают из кармана кошельки, увидев на афишах знакомые названия.
Многостаночники
Киносериалы с самым большим количеством частей
"Джеймс Бонд" – 23 фильма
"Пятница, 13" – 12 фильмов
"Кошмар на улице Вязов" – 8 фильмов
"Бэтмен" – 6 фильмов
"Рокки" – 6 фильмов
Киновоскрешение
5 способов возродить к жизни старый сюжет
Перезагрузка
Старая история на новый лад. Этот способ как нельзя лучше отображает голливудское двоемыслие – пообещать зрителям новый фильм, отличающийся от оригинала, а снять практически то же самое. Самые удачные перезагрузки – "Крепкий орешек", "Рокки" и "Казино Рояль"
В предыдущих сериях
Снять приквел (предысторию) – рискованный, но верный способ. Несмотря на то, что главный герой нередко к моменту съемок новой картины обзаводится брюшком и морщинами, рассказ о том, что с ним происходило до событий в оригинальном фильме, всегда интересен зрителям ("Рокки", "Звездный путь", "Люди Икс: Начало. Росомаха").
Продолжение следует
Сиквел (продолжение) – этот способ почти всегда беспроигрышный. Нужно только вызвать у зрителей чувство ностальгии и заставить фанатов поверить в то, что они увидят любимых героев в новых обстоятельствах ("Индиана Джонс", "Смертельное оружие").
Зрелищ и зрелищ
Чтобы порадовать фанов новыми приключениями кинолюбимчиков, необязательно придумывать оригинальный сценарий – его недостатки вполне могут скрыть обилие спецэффектов и экшен ("Терминатор", "Ночь в музее").
Ум за разум
Вложить в киносериал какой-либо философский или социальный подтекст, что опять же помогает скрасить сценарные недостатки. Самая известная франшиза в подобной манере – "Матрица", чьи создатели поставили под сомнение природу действи-тельности.
Ирина Навольнева
Кино, афиша кинотеатров, премьеры фильмов, расписание сеансов в кинотеатрах Киева и Украины