Антитабачный лоббизм играет на руку производителям контрафакта и контрабандистам, – СМИ
Среди прочего, инициаторы нового антитабачного закона предлагают запретить брендировать табачные изделия. Эксперты прогнозируют, что это будет выгодно производителям контрафакта и контрабандистам – именно нелегальная продукция заполнит образовавшуюся нишу.
Украина выполняет международные обязательства по ограничению распространения табачных изделий. Однако антитабачные лоббисты продолжают выступать с инициативами, которые способны нанести существенные убытки бюджету и сыграть на руку производителям нелегальной табачной продукции. В ситуации разбирались журналисты Delo.ua.
Во исполнение Рамочной конвенции ВООЗ и Ассоциации с ЕС, в Украине введен полный запрет на рекламу табачных изделий и спонсорства со стороны табачных компаний. Запрещено курить в общественных местах, а акциз на сигареты до 2025 года ежегодно повышается на 20%. Однако антитабачные лоббисты из ОО "Життя" предлагают новые запреты, не предусмотренные международными документами.
"В течение нескольких лет активисты лоббировали несколько проектов законов, в частности, о запрете видимой выкладки сигарет на витринах торговых точек. Ни один из этих законов не был принят парламентом, поскольку экономических обоснований не было, а выгоды в сфере охраны здоровья очень сомнительные", — сообщают журналисты.
В новом парламенте "Життя" и народный депутат Лада Булах пытались провести законопроект №2813, который среди прочего предлагал запретить продажу сигарет с округлыми пачками и повысить возраст покупателя до 21 года, в то время как остальные подакцизные товары можно купить с 18 лет.
И хотя законопроект был отвергнут профильным комитетом и Верховной Радой, "Життя" и Лада Булах внесли новый вариант. "У отклоненного проекта есть не одна, а целых три новых альтернативных версии — это вдобавок к пяти отклоненным ранее, то есть итого — 8 проектов об одном и том же с небольшими отличиями", — пишет Delo.ua.
Среди прочего, инициаторы нового антитабачного закона предлагают запретить брендировать табачные изделия. Эксперты прогнозируют, что это будет выгодно производителям контрафакта и контрабандистам – именно нелегальная продукция заполнит образовавшуюся нишу. По данным Kantar Украина, за неполный 2020 год бюджет уже недополучил 4 млрд грн из-за нелегальной продажи сигарет.
"Теневые производители в случае запрета на бренды получают фору, поскольку они производят и будут производить брендированные пачки. То есть произойдет очередной переток денег потребителей от легальных производителей в пользу нелегальных. Соответственно, бюджеты всех уровней начнут терять еще большие деньги. И это — только часть того, к чему могут привести необоснованные и, часто, некомпетентные действия антитабачных активистов", — прогнозируют журналисты.