Как не платить большие штрафы ГАИ
Водители ищут прорехи в украинском законодательстве, чтобы не платить большие штрафы
Жители закарпатского села Драгово, работающие за границей и приезжающие в Украину на автомобилях с иностранными номерами, посчитали, что взятка в $500 за отсутствие регистрации – это слишком дорого. В знак протеста они перевернули машину с инспекторами ГАИ, якобы вымогавшими мзду. Гаишники отделались легкими ушибами, а на место прибыли несколько отрядов "Беркута".
Противодействие бесчинствам ГАИ – к счастью, не всегда столь радикальное – сегодня набирает обороты. В отличие от сельчан из Драгово многие водители осваивают приемы борьбы в правовом поле: в интернете появляется все больше сайтов, где автолюбители делятся советами, как правильно обжаловать протокол и составить судебный иск. Видеоролики, отснятые юридически подкованными водителями в момент общения с нагловатыми гаишниками, предлагает и YouTube.
Начальник Департамента ГАИ МВД Украины Сергей Коломиец в курсе происходящего и не видит ничего дурного в том, что водители снимают на видео общение с инспектором. "Если таким образом выявляются нарушения, то мы будем реагировать. Видео может послужить поводом для служебного расследования", – заверил он.
Платить или не платить
Главная цель антигаишного движения – не платить штрафы. Адвокат Алексей Святогор убежден, что массовое стремление избежать оплаты штрафов спровоцировано их двадцатикратным удорожанием. "Когда штраф был 17 гривен, его платили не задумываясь, – вспоминает он. – После подорожания водители стали интересоваться способами обжалования". Времена, когда безропотно платили все, развратили сотрудников ГАИ, и сегодня это усугубляет ситуацию, уверен адвокат.
Со времени введения новых штрафов – осени 2008 года – гаишники составили протоколов на сумму 650 млн. грн. Но в казну не поступило и половины – по данным Госказначейства, в бюджете лишь 273 млн. гривен оплаченных штрафов. Активнее всего нарушает и платит столица – почти 35 млн. грн. За Киевом идут Донецкая, Днепропетровская и Одесская области – каждый из этих регионов пополнил бюджет на сумму от 17 до 21 млн. гривен. Самые неплатежеспобные нарушители живут в Тернопольской, Сумской и Кировоградской областях и в Севастополе – водители этого крымского города заплатили всего 4 млн. грн.
Сергей Коломиец считает, что платить штрафы отказываются не потому, что они увеличились, а потому что у водителей уже выработалась привычка не платить. "Раньше удавалось "решить вопрос" с инспектором. А теперь такой возможности нет", – говорит начальник Департамента ГАИ, имея в виду штрафы за нарушения, фиксируемые прибором "Визир". Их оплачивают, когда владельцу авто приходит письмо с фотоподтверждением нарушения.
По словам Коломийца, если раньше на счету владельцев престижных иномарок было около 30% всех нарушений, то теперь – более 40%. "Визир" не смотрит на звания, ранги, влиятельность. И это некоторых злит", – объясняет главный гаишник страны.
Месть и закон
Киевлянин Алексей Сотников – один из тех, кого в ГАИ считают злостным неплательщиком. Штрафов у него набралось на 1,5 тыс. грн., вовремя не уплатил – они удвоились до 3 тыс. Но и после этого он не спешит пополнять казну. Мало того – сам требует у гаишников выписывать ему штрафы по полной. "Пиши, майор, пиши – я все равно не плачу", – говорю я гаишникам, хотя на самом деле лишних денег у меня нет. Просто я уверен: не надо мешать инспектору выполнять свою работу. Да и к чему унижаться, вымаливая пощаду? Нарушил – получи штраф", – говорит Алексей.
Недавно ему пришла бумага из исполнительной службы, в которую водитель даже не вчитывался. Он и за милицейскими протоколами не следит. "Однажды подруга выходила из машины и зацепила каблуком какую-то бумажку. Смотрю: копия моего протокола о нарушении, помятая вся, грязная, еще и с дырой от каблука. В общем, пока за невыплаченные штрафы не сажают, все в порядке", – смеется Алексей.
Водители, не желающие накапливать многотысячный груз штрафов к моменту прохождения ТО (по новым правилам с неоплаченными штрафами невозможно пройти техосмотр), просят инспекторов о пощаде. Андрей Бурд умудряется разжалобить сотрудников ГАИ до такой степени, что не платит за нарушения ни штрафов, ни взяток. В последнем случае гаишник, остановивший его за разворот в неположенном месте, смягчился и выписал протокол, где значилось, что "пешеход Андрей Бурд переходил дорогу в неположенном месте". Вместо штрафа – устное предупреждение.
К взаимной ответственности водителей и сотрудников ГАИ призывает организатор общественного проекта "Дорожный контроль" Ростислав Шапошников. Он считает, что если нарушения теперь обходятся водителям так дорого, то и сотрудники милиции должны более профессионально отнестись к своей работе. Цель его проекта – сбор информации о нарушениях закона самими инспекторами.
"Этой зимой я начал фотографировать автомобили ГАИ, припаркованные под "кирпичом", для публикации на своем сайте (нарушать правила парковки сотрудники ГАИ могут только при острой необходимости и с включенными проблесковыми маячками. – Фокус). Вскоре мне начали приходить снимки и от других водителей. С каждым днем их становится все больше", – рассказывает Ростислав. По его словам, раньше в такой затее не было смысла – например, за нарушение правил остановки, которое сейчас может обойтись в 250 грн., раньше штрафовали всего на 17 грн.
Сам дурак
Автор недавно изданной книги "100 аргументов против штрафов ГАИ" Владимир Караваев дает советы, как избежать оплаты штрафов. В том числе и за незаконную остановку – достаточно сказать инспектору ГАИ, что вы плохо себя чувствовали и попросили таксиста припарковать машину. А если за рулем в момент нарушения были не вы, штрафовать вас нельзя. Такой способ действительно работает, говорит адвокат Святогор: "Когда гаишники останавливают моего знакомого, выезжающего из-под "кирпича", он говорит, что машину припарковала его жена три месяца назад".
В Украине можно избежать оплаты почти каждого штрафа за нарушение правил дорожного движения, считает адвокат. Например, пересечение двойной осевой можно смело отрицать – штраф не грозит, пока инспектор не докажет факт нарушения. Если превышение скорости зафиксировано прибором "Визир", можно утверждать, что за рулем был другой человек (даже не уточняя кто – ст.63 Конституции освобождает от ответственности за отказ свидетельствовать против себя, близких и родственников). ГАИ, не отягощенное следственно-оперативными функциями, не станет выяснять личность нарушителя.
В большинстве же случаев возможность обжаловать штраф появляется не в результате пробелов в законодательстве, а из-за непрофессиональных действий самих автоинспекторов. "Недавно ГАИ оштрафовала водителя за парковку в двух метрах от двойной осевой (по правилам должно быть не менее 3 метров. – Фокус). Он обжаловал решение, поскольку инспекторы замерили расстояние на глаз, а должны были воспользоваться рулеткой", – говорит Алексей Святогор.
ГАИ: перезагрузка
Адвокат не разделяет опасений, что такая беззубость сотрудников ГАИ расслабит водителей и в результате приведет к беспределу на дорогах. "Массовые обжалования только оздоровят систему, гаишники будут допускать меньше ляпов, – говорит адвокат, – Как и многие, я за порядок на дорогах. Но порядок будет только при четких правилах игры, одинаковых для всех".
Создатель "Дорожного контроля" Ростислав Шапошников тоже не боится, что водители ощутят безнаказанность – по его мнению, проигранные водителям суды заставят людей в погонах освежить свои знания. "Сегодня любое решение можно оспорить, потому что гаишники совершают массу процедурных ошибок даже при составлении протоколов. Теперь картина изменится: водители сами разберутся в законах и вынудят гаишников работать ответственнее".
Начальник ГАИ Сергей Коломиец отмечает, что в законодательстве многих стран есть "приоритет полицейского над остальными гражданами", у нас же – все наоборот. "Пускай водитель выигрывает суд, зато в следующий раз он задумается, что лучше: бегать по судам или просто не нарушать?" – говорит генерал-майор.
Ни высокие штрафы, ни "Визир" в ГАИ отменять не собираются. У этих нововведений достаточно сторонников в обществе, убежден Сергей Коломиец: с начала года в ДТП погибло на 1328 человек меньше, чем за такой же период прошлого года. Пострадавших меньше на 8500. И этот аргумент "за" звучит весомее сотни "против".
Как спорить с ГАИ, или 5 аргументов против штрафов
1. Не выходить из авто, даже если на вас составляют протокол. Жаловаться, если вас остановили до или после поворота, а также непосредственно перед перекрестком. Это запрещено приказом МВД №1111 от 13.11.2006.
2. Настоять на добавлении в протокол фразы "свидетели отсутствуют", а также указать, что сотрудник ГАИ не ознакомил вас с вашими правами.
3. Уточнять у сотрудника ГАИ погрешность радара, зафиксировавшего вашу скорость. Законом "О метрологии и метрологической деятельности" запрещено использование средств с неизвестной погрешностью.
4. Не отвечать на необязательные вопросы сотрудника ГАИ, который просто пытается унюхать алкоголь. Это право записано в 63 ст. Конституции Украины. На любые намеки об алкоголе отвечать четко: "В состоянии алкогольного опьянения не нахожусь".
5. При вынужденном обгоне говорить, что автомобиль перед вами двигался со скоростью менее 30 км/час. Доказательств обратного все равно нет.
Источник: "Профессиональный разговорник водителя для ведения диалога с инспектором ГАИ", Владимир Караваев, 2009 г., www.100argumentov.com
Евгений Сафонов, Евгения Даниленко