Украинцы на Венецианской Биеннале
Дворец XVI века на Гранд-канале в самом центре фантастической Венеции. Восемь художников. Один миллион евро, не включая стоимости работ. Элтон Джон и Джордж Сорос. Предприниматель и меценат Виктор Пинчук сломал традицию унылого участия Украины в крупнейшем мировом событии в области современного искусства
Палаццо — художникам
Место для расположения украинского павильона 52-й Венецианской Биеннале было выбрано сверхудачно. Первая линия Большого канала — главной транспортной артерии Венеции. Огромный четырехэтажный особняк, сооруженный еще в XVI в. Его хозяйка — модельной внешности миловидная Бьянка, герцогиня Савойская (иначе говоря, член королевской династии, правившей Италией много лет). Мать пятерых детей. Выглядит блестяще. Шутит и, похоже, совсем не унывает от того, что отдала в аренду свой палаццо под выставку. Правда, за причиненные неудобства и занятые квадратные метры Виктор Пинчук платит щедро, звонкой монетой. По неофициальной информации, из более чем миллиона евро, в которые обошлась украинскому олигарху венецианская забава, — примерно треть — это полугодовая аренда престижного дворца.
Отдельное расположение павильона имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны — разноцветная и разноязыкая толпа, "нескончаемым потоком" идущая к "Арсеналу" и парку "Жардини" (переводится как "Сад"), где построены пафосные дома национальных экспозиций, может к нам и не попасть. Но с другой стороны — меньше зевак и публика тоньше — приходят как просто любители, так и те профессионалы, которые, собственно, и создают репутацию — комиссары делегаций, кураторы, критики.
Кстати говоря, мелочей в подготовке таких масштабных событий как Биеннале не бывает. Зная, что путь к душам многих ценителей прекрасного лежит через желудок, Пинчук привез из Киева, из ресторанов "Царское село" и "Первак" блестящих поваров, которые смогли накормить всю тусующуюся братию. В меню были котлеты по-киевски, борщ и вареники. Три тысячи штук были вылеплены вручную за день. Съедены за час. Прикольно, что итальянцы, подававшие блюда, щедро посыпали наше национальное достояние — вареники с вишнями — терпким пармезаном…
В первые дни Биеннале дворец Попадополи стал, как неустанно подчеркивает г-н Пинчук, "местом обязательного посещения". Политики и кураторы, модели и певцы — все приходят в украинский павильон, все хотят своими глазами увидеть то, о чем все говорят. Кстати, знакомство с широкой украинской душой начинается еще в венецианском аэропорту "Марко Поло" — первый же биллборд напротив выхода — наш.
Слава Украины
По отзывам посетителей и первым рецензиям можно сделать вывод, что наибольший интерес вызвали "живые фотографии" Сэм Тейлор-Вуд, индустриальные лайтбоксы Сергея Браткова и его же Vagina Is My Motherland (уверен, вы перевели название произведения правильно). Последнее — чарующее зрелище того, как из клокочущего живого металла рождается… труба. Да-да, обычная стальная труба, на продаже которых Виктор Пинчук заработал не одну сотню миллионов. Рассказывают, что Виктор Михайлович очень любит всех своих высокопоставленных в разных сферах друзей возить на днепропетровские предприятия, входящие в группу "Интерпайп", и очень искренне гордится своими индустриальными активами.
В команде Пинчука не только наши — в ней есть и россияне, и американцы, и французы. Питер Дорошенко, президент PinchukArtCenter и куратор украинской части 52-й Биеннале, челноком снующий между журналистами, дорогого стоит. "Украина везде, где есть творцы, готовые ее воспеть". Из этого исходил г-н Дорошенко, предложивший привлечь к проекту не только людей с "тризубыми" паспортами.
Так, в недавнем прошлом граффитчик, пуэрториканец по происхождению Дизайн — родом из Чикаго, а в Чикаго много украинцев — улавливаете… Этого факта оказалось достаточно, чтобы создать кичевую, гламурную лодку под названием "Дніпро". Под вечер, когда стемнеет, навороченное плавсредство превращалось в Dj-пульт, обтянутый внутри дорогой тканью, из которой шьют одеяния для священнослужителей.
Другая работа, вызвавшая огромный интерес, — мультимедийная комната "Визуальный винил" Александра Гнилицкого и Леси Заяць. Куратор Александр Соловьев увлеченно рассказывает, что тут использован простой, но эффектный, оптический трюк, когда вещи будто бы оживают на глазах. Вице-премьер Дмитрий Табачник сел на диван — кислотного цвета пятна сначала поползли по дорогому костюму, а потом просто-таки бесновато запрыгали. И так же неожиданно исчезли…
Тем, кто хочет прочистить мозги, можно порекомендовать фотоработы знаменитого Бориса Михайлова. В прошлом – харьковчанин, сейчас живет в Германии. Свой стиль называет критическим реализмом. Да, на фото мастера украинцы ужасны — репортаж из жизни харьковских бомжей и люмпенов "сносит крышу". При этом, как отмечает куратор выставки Виктор Сидоренко, негатив и грязь "дна" компенсируется юмором автора и беззубым смехом его целлулоидных героев. Михайлов имеет редкий дар "общаться с низким вблизи". Его привлечение в проект — еще один жирный плюс команде Пинчука.
Представьте себе качественно сделанную репортажную фотографию. Более того — представьте себе ситуацию, когда карточка даже висит у вас на стене. Вы ее знаете давно и даже часто не обращаете на нее внимание. Но потом глаз замечает, что над сигареткой выросла струйка дыма, а парящий на репетиции артист балета мелко дрожит в полете. Это работы американки Сэм Тейлор-Вуд. Люди подолгу стоят и не могут прийти в себя. Что-то заставляет всматриваться в плазму и что-то при этом чувствовать…
Помня о бизнес- и политической конкуренции между Пинчуком и его землячкой Юлией Тимошенко, не можешь отвязаться от мысли, что появление — дважды — сумок "Луи Вьюттон" в инсталляции Гнилицкого/Заяць и на фотографии Юргена Теллера неслучайно. Заставляет призадуматься о том, что, словами Ирены Карпы, "Фройд би плакав". Всех интересует вопрос — сжигают настоящий Louis Vuitton или фейк? Леся Заяць признается — это подделка, хотя планировали предать огню именно оригинал. Виктор Пинчук не прячет улыбку и добавляет: "Дешевле обошлось".
Меценат не скрывает амбиций — "быть в тройке лидеров". Это означает привлечь на свою сторону прессу и влиятельных в арт-бизнесе персон, которых на мякине не проведешь. Они и сами приходят, и друзей приводят. Во время вечеринки "только для своих" по поводу открытия украинского павильона у стен палаццо собралось несколько сотен людей, желающих проникнуть внутрь. Места на всех попросту не хватило. Начались обмороки. Кто-то вызвал полицию…
Это называется успех.
Прачечная имиджа
Не секрет, что публичный имидж украинских миллиардеров — фигурантов рейтинга Фокуса "100 самых богатых людей Украины" нуждается в корректировке, ребрендинге, если хотите.
Непонятно, и куда хуже — часто более чем понятно, как были заработаны первые миллионы и миллиарды. И то, что мы знаем, лишает сна не одного топ-предпринимателя. Все-таки лишь единицы находят в себе силы попробовать переломить ситуацию. Но тут одного желания мало. Нужны немалые усилия и, отнюдь, не только духовная щедрость. У Виктора Михайловича Пинчука с этим все о"кей.
Борьба со СПИДом и детской смертностью, поддержка театральных постановок и концертов великих музыкантов, юридические клиники для малоимущих и т.д. И, наконец, создание PinchukArtCenter — ставшего за весьма недолгое существование одним из "якорей" культурной жизни киевлян и гостей столицы Украины.
В неофициальном "чемпионате олигархов" Пинчук, безусловно, лидер. Ни Коломойский, ни Тарута с Гайдуком, ни Жеваго и др. не делают в публичной сфере и половины того, что взвалил на себя фонд Пинчука. Лишь, пожалуй, Ринат Ахметов пытается творить добро вслед за коллегой из "Интерпайпа" — фонд по борьбе с туберкулезом, обильные подарки детским домам Донбасса, негласная, но весомая поддержка деятелей культуры, etc.
Бегло говорящий по-английски, промоутер современного искусства Пинчук демонстрирует чудеса открытости — пиар в интерьере средневековых гобеленов дворца и на фоне уникальных художественных ценностей намного эффективней десятков "джинсовых" материалов в прессе. Как короля делает свита, так и друзья Пинчука и друзья его друзей из самых высоких сфер делают ему паблисити. Представьте, сколько может стоить выход в люди Бернара Арно, собственника легендарной торговой марки Louis Vuitton. Или Бьорк, или сэра Элтона Джона?
Пока все созданное принадлежит авторам. PinchukArtCenter выделил средства (не меньше миллиона евро) на изготовление и размещение "лотов". Но, по правилам рынка, имеет "право первой ночи". Иначе говоря, купить то, что нравится. С блеском в глазах Пинчук говорит, что присмотрел одно из полотен известной британской художницы Трейси Эмин. После 21 ноября, когда Биеннале подойдет к концу, о покупке поговорят более предметно.
В будущее Пинчук смотрит вполне оптимистически. PinchukArtCenter обязательно будет представлять лучшие работы в Венеции-2009 — или в качестве официальных участников (как сейчас) или в неофициальном зачете (как два года назад). Цель? Да, просто видному украинскому предпринимателю хочется, чтобы европейцы говорили — "Вау, это же украинцы! Они что-то понимают в современном искусстве".
В 2003-м на конкурсе победил проект художника Виктора Сидоренко "Жорна часу". Интересный, с точки зрения актуального искусства, но мы проиграли в том, что не смогли вызвать к нему должного интереса ни в Украине, ни в Венеции. Ведь успех очень во многом зависит и от пиара проекта, и от места его расположения, а арендуемые площади в Венеции очень дорогие. При этом у Минкульта скромные финансовые возможности.
В 2005-м я не работал министром, но подготовку к Биеннале отслеживал. Тогда тоже вышел скандал: конкурс выиграли одни, а в Венецию отправились другие – проект Николая Бабака "Діти твої, Україно", который сам по себе примечательный, но, как отмечали многие искусствоведы, не вписывавшийся в контекст contemporary art. В том же году мы заметили, что альтернативный проект, представленный в Венеции PinchukArtCentre, добился того, чего не удалось государственному, – вызвал большой интерес публики, в том числе и именитой. Я снова был назначен министром 1 ноября 2006-го, а в конце января 2007-го в дирекцию Биеннале уже надо было подавать документы на участие. Понятно, что на конкурс просто не было времени. Не говорю, что я пришел на пустое место – какая-то подготовка велась, но не было ее четкого плана.
Представители арт-центра Виктора Пинчука предложили провести участие в Биеннале под патронатом Минкульта. И мы решили отказаться от конкурса, объединив организационные, коммерческие, творческие ресурсы PinchukArtCentre и господдержку. Совместно определили комиссара и кураторов, Минкульт выделил 900 тыс. грн. – это все, что мы могли себе позволить. Но будь у нас даже два миллиона, мы все равно не смогли бы представить Украину в Венеции на том уровне, на котором это сделал PinchukArtCentre.
Конечно, были легкие истерики и скандальчики: мол, как это так – Минкульт не проводит конкурс! Но мы сознательно на это пошли. Одна из стратегий нынешней культурной политики Европы – активное сотрудничество государственных органов управления с приватными институциями. Мы стремимся именно к этому.
Директор 52-й Биеннале Дэвид Кроф сказал мне, что у каждой страны своя практика: некоторые государства делегируют свои полномочия различным фондам, действующим от его имени. Кроме того, от конкурсов на участие в Биеннале отказываются многие страны, в том числе и Италия. Такой вариант выбрали и мы. И не ошиблись. В будущем Минкульт планирует передать права на участие в Биеннале Академии искусств Украины, в структуре которой действует Институт проблем современного искусства.