Найти новые маршруты для украинского зерна будет непросто, — NYT
Ширина ж/д колей в Украине отличается от европейских, на Дунае недостаточно паромов для перевозки значительных объемов зерновых, а маленький румынский порт Констанца просто не справится с нашим урожаем.
Блокада Черного моря российскими войсками привела к глобальному росту цен на зерновые и вызвала опасения относительно голода. К тому же, Украине приходится искать новые маршруты для поставок сельхозпродукции. Об этом сообщает NYT.
Вместо поставок пшеницы, подсолнечного масла, кукурузы и других продуктов через украинские порты, приходится рассматривать альтернативные варианты — через Польшу, либо по Дунаю на юго-запад в Румынии и дальше через румынский черноморский порт Констанца.
Представители стран Запада предлагают свои альтернативы, например президент США Джо Байден на минувшей неделе заявил, что Соединенные Штаты совместно с ЕС могут построить зернохранилища в Польше. Британский премьер-министр Борис Джонсон предложил развивать уже использующиеся наземные маршруты.
Однако, по оценкам аналитиков, альтернативных маршрутов, хотя они и несколько увеличивают экспорт, все же будет недостаточно, чтобы удовлетворить глобальный спрос.
Майк Ли, специалист по черноморским сельскохозяйственным проектам британской компании Green Square Agro Consulting считает, что черноморские порты — единственный реальный маршрут для поставок нужного объема зерновых, и альтернативы морским портам нет.
В 2019-м Украина поставляла 15% от общемирового экспорта пшеницы
Президент Зеленский признал, что альтернативные маршруты более дорогостоящие и позволяют перевозить очень небольшой процент от прежних объемов зерна — от 50 до 60 миллионов тонн сельскохозяйственной продукции ежегодно. В 2019 году до пандемии, Украина обеспечивала примерно 15% мирового экспорта пшеницы. По мнению Андре Дефуа, представляющего компанию Strategie Grain, если не произойдет чуда, объемы экспорта снизятся до 6%.
МИД Венгрии предложить поставлять украинское зерно через свою территорию. Замминистра сельского хозяйства Украины Маркиан Дмитрасевич обратился к ЕС с предложением улучшить возможности румынского порта Констанца и ускорить перевозки через Дунай.
Препятствия
Однако существует множество препятствий для поставок по новым маршрутам.
- Ширина колеи украинских железных дорог отличается от европейских,
- Понадобится время, чтобы построить зернохранилища в Польше.
- На Дунае недостаточно паромов для перевозки значительных объемов, а порт Констанца слишком маленький и не справится с объемом украинского урожая.
Более того, сложно привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, т.к. неизвестно, как долго будет длиться блокада.
Наиболее эффективным решением было бы соглашение с РФ по разблокировке морских путей. Инициатором таких переговоров выступала Турция, но это ни к чему не привело — боестолкновения в Черном море продолжаются.
Ранее Фокус сообщал, что 18 000 тонн украинской кукурузы прибыли в Испанию по новому морскому пути. Эта небольшая партия свидетельствует о возобновляющемся импорте из Украины.