Радость полета
Новый фильм Романа Балаяна имеет рабочее название «Избранник». На роль главного героя — писателя-самиздатчика — режиссер пригласил Олега Янковского. 25 лет назад, напомним, этот актер сыграл в «Полетах во сне и наяву» инженера Макарова. В интервью Фокусу Янковский рассказал, почему работа с Балаяном доставляет ему радость
Роман Балаян
15 апреля 19411959-1961г1961 г.1969 гСейчас— Олег Иванович, кто вас сосватал в "Полеты во сне и наяву"?
— Вообще-то Роман Гургенович хотел снимать не меня. Началось все с того, что мне позвонил Виктор Мережко и предложил прочесть сценарий. Говорит: вот, есть режиссер, некий Балаян, будет делать по этой истории фильм. Честно признаюсь, эта фамилия мне ни о чем не говорила. Мережко страшно удивился: "Неужели ты не видел фильм "Каштанка"? Это удивительная вещь!". Я пообещал ему прочитать сценарий и, бросив рукопись в сумку, укатил в Петербург — тогда я снимался в фильме "Собака Баскервилей". В купе со мной ехал Никита Михалков. Я не знал, что он утвержден на главную роль — и рассказал ему: мол, режиссер Роман Балаян пригласил меня сыграть инженера Макарова в фильме "Полеты во сне и наяву". Никита Сергеевич замолчал на несколько минут, а потом говорит: "Олег, если сниматься, то у двух режиссеров: у меня и у Балаяна".
Ну а мое первое знакомство с Балаяном состоялось в театральном буфете во время съезда кинематографистов. На таких мероприятиях в советское время продавали дефицитные товары — для своих. Балаян, воспользовавшись случаем, купил пару носков и мне их преподнес. Я с удивлением спросил: "Вы что, считаете, что у меня носков нет?". А он так трогательно и ненавязчиво говорит: "Олег, я бы вас очень просил, знаю, что вы занятой человек, но вот если бы вы смогли… сыграть меня".
— Стало быть, главный герой фильма Макаров — это режиссер Балаян?
— Да, я считаю, что эта история немного личностная. Роману Балаяну очень близка тема фильма и главный герой — он видел в нем себя. Поэтому очень хотел снимать эту картину и многое добавлял в сценарий, менял его: хотел привнести что-то свое. У него даже конфликт случился в связи с этим с Мережко, который был недоволен, что режиссер так истязает его текст. Я могу сказать, что режиссер довольно "неформально" снимал картину — она, по сути, очень авторская.
— Как вы сами восприняли своего героя Макарова?
— Некоторые считали этого человека поверхностным, называли шутом. Взрослый, дескать, человек, а дурачится, как мальчишка: то работает, то не работает — ну, что это такое? Однако были и такие, кто задавал себе вопрос — почему он так себя ведет? А вслед за этим и другой — а кто я сам в этой жизни? Неустроенность и ощущение ненужности — мне кажется, именно эта мысль главная в картине.
— Можно ли сказать, что жизнь вашего героя чем-то похожа на вашу собственную? Видели вы себя в герое?
— Я не чувствовал, что это картина обо мне. Моя судьба сложилась иначе, чем у Макарова. Это фильм о тех, кто не вписывался в установленный образ жизни. Сценарист Мережко, режиссер Балаян — не первые, кто обратил внимание на "лишних людей". Лев Толстой мучился этой проблемой, Михаил Лермонтов и многие?многие другие. По сути, фильм "В движении" моего сына Филиппа тоже о таком человеке-изгое. Много лет пройдет, и вновь, я уверен, возникнет фильм или литературное произведение, в которых будет раскрыт конфликт человека с обществом.
— Сложно ли вам было работать в "Полетах..."?
— Нет, что вы. Помогала замечательная атмосфера, царившая в съемочной группе с первого дня. Самое точное для нее определение: радость. Радость от присутствия рядом приятных людей. Я думаю, это видно и на экране. Нужно обладать особым талантом, чтобы организовать процесс, как Балаян. Пикник на экране — слепок с наших посиделок, на которых бывал и Никита Сергеевич Михалков, и Александр Адабашьян. Сама жизнь давала нам подсказки. Не удивительно, что фильм удался.
— После выхода картины, вам, должно быть, писали зрители?
— Буквально забросали письмами, хотя, собственно, фильм не из простых. Однажды мы смотрели с труппой нашего театра "Полеты во сне и наяву". Когда пошли финальные титры, ко мне начали подходить заплаканные коллеги. Они ничего не говорили, только молча меня обнимали. И это самое дорогое. Кстати, удивительно, но картина прошла утверждение в Госкино без каких-либо поправок. Мы получили Государственную премию СССР. Приятно. Говорят, она очень понравилась Михаилу Сергеевичу Горбачеву.
— Не возникало ли у вас или у режиссера желание снять продолжение фильма — и повторить успех?
— После выхода фильма было написано несколько сценариев продолжения. Но спустя какое-то время мы поняли, что оно будет лишним — дважды в одну воду входить не нужно. Все уже исповедались, сказали, что наболело. Да и мой герой остался в том времени.
Признаюсь, после выхода "Полетов..." меня часто спрашивали: как быть, как жить дальше? Что я мог на это ответить? Искусство всего лишь ставит вопросы. А ответы на них зритель должен искать сам.
Редакция выражает признательность "Украинской медийной группе" и "Студии Дмитрия Харитонова" за содействие в подготовке материала