Сегодня в клубе будут фильмы. Фокус узнал, где подают кино без попкорна
Если репертуар отечественных кинотеатров не устраивает, а посмотреть хороший фильм хочется в компании, можно идти в киноклуб. Многие зрители уже так и делают
"Может быть, их радует атмосфера", – размышляет идеолог киноклуба в киевской галерее "Худграф" Андрей. Он скрывается под псевдонимом Old Style ("Старый стиль"), такое же название у его клуба. "Хотя тут нет таких удобств, как в кинотеатрах", – добавляет он. Зато и типичных кинотеатральных неудобств тоже нет. В соседнем кресле никто не станет шуршать пакетами с чипсами или разговаривать по мобильному. В днепропетровской "Планете кино", к примеру, тишина во время показа – одно из обязательных условий.
Да и программы в небольших киноклубах значительно богаче, чем в кинотеатрах. "Посетители вынуждены смотреть мои любимые фильмы. А поскольку любимых фильмов у меня много, они получают наилучший репертуар в Украине", – не особо скромничает руководитель киноклуба при издательстве "Смолоскип" Олег Шинкаренко. Примерно так же думают основатели и других киноклубов. Зрителям остается лишь выбирать.
Места знать надо
Среди своих самых любимых фильмов основатель киноклуба Old Style Андрей называет бельгийскую картину "Экс-барабанщик". Довольно жестокую и слегка абсурдную историю о музыкантах-инвалидах 23-летний пиарщик увидел на фестивале "Молодость" и решил, что фильм стоит показать друзьям. "Поскольку друзей и знакомых очень много, думал, где бы их можно было собрать", – рассказывает он. В итоге собрались в "Худграфе" и смотрели "Экс-барабанщика" с ноутбука. "С этого фильма все и началось", – говорит Андрей.
Теперь в "Худграфе" каждый вторник можно посмотреть художественную картину последних лет. Андрей подбирает их сам. "Никакой фантастики, ничего надуманного, все фильмы максимально приближены к жизни обычных людей", – описывает он репертуар. А по воскресеньям в киноклубе проходят показы документальных лент.
Как дружеский междусобойчик задумывался и клуб "А Кино" Павла Гудимова. Идею музыкант придумал несколько лет назад вместе со своим другом-кинокритиком Андреем Алферовым. "Мы думали, как здорово было бы что-нибудь сделать такое живенькое и интересное вдвоем, притом не на коммерческих отношениях, а просто для удовольствия", – рассказывает Гудимов. Замысел удалось реализовать полтора года назад, когда открылся арт-центр "Я Галерея". С тех пор в киноклубе регулярно проходят заседания, на которых можно увидеть известные фильмы европейских и голливудских классиков вроде Клода Лелюша, Орсона Уэллса, Фрэнсиса Форда Копполы и других.
"У меня принцип такой: тех фильмов, которые все уже видели, у нас не будет", – более категоричен Олег Шинкаренко из "Смолоскипа". Поэтому из фильмографии даже тех режиссеров, чьи имена всем знакомы, он выбирает неизвестные ленты. "Вот у нас буквально на прошлой неделе был фильм Романа Поланского. Это известный режиссер, но почему-то его "Макбета" или "Нож в воде" никто не смотрит, хотя это ведь его лучшие фильмы", – объясняет свою стратегию Шинкаренко.
Вообще же в киноклубах найти можно почти все: от черно-белых немых лент до модного азиатского артхауса. К примеру, львовский клуб "Атмосфера" каждую среду показывает посетителям подборки короткометражек из разных стран. Запорожский клуб "Восхождение" тяготеет к советской диссидентской классике и регулярно устраивает ретроспективы Андрея Тарковского. Киевский "Модерн" сосредоточен на культуре Серебряного века и демонстрирует картины соответствующей тематики. А в еще одном столичном клубе "Троллейбус" организаторы предпочитают голливудскую классику.
Почти бесплатно
Еще одна приятная для зрителей особенность небольших киноклубов в том, что просмотр обойдется в символическую цену или будет бесплатным. Во втором случае, правда, нужно заранее забронировать место. Залы, как правило, рассчитаны на 50–70 человек, а желающих иногда оказывается больше.
"Одно время ко мне в зал на 50 мест стало приходить 100 человек, – рассказывает Олег Шинкаренко. – Когда мы показывали фильм Майка Ли "Большие надежды", который я проанонсировал как ленту о том, каковы они, настоящие английские панки, пришли даже киевские панки. Садиться уже было некуда, поэтому они сели на пол прямо перед экраном". Чтобы избежать подобных ситуаций, киноклуб ввел абонемент: каждый покупатель книги издательства "Смолоскип" получает билет на четыре показа.
В других киноклубах, где берут плату за вход, билет стоит в среднем 3–10 гривен. Особой прибыли организаторы не получают, зато лишних людей отсеивают. Причем повысить цену на входной билет они не смогут. На коммерческую демонстрацию любого фильма нужно покупать довольно дорогие права у его дистрибьюторов, а организаторы киноклубов этого не делают. Более того, некоторые фильмы они показывают не с лицензионных дисков, а cкачивают из интернета. Значительная прибыль от таких сеансов приравнивалась бы к видеопиратству.
Достопочтенная публика
Купить диск или скачать файл и устроить просмотр дома может каждый посетитель киноклуба. Тем не менее никто этого не делает. "Можно, конечно, скачать в интернете. Но мне кажется, что зрители приходят не только за фильмом, а за атмосферой, общением, дискуссиями после фильма", – размышляет Андрей из "Худграфа". "Это удовольствие от коллективного просмотра, это определенные эмоции и реакция аудитории", – поддерживает его Павел Гудимов.
За атмосферой и эмоциями в киноклубы ходит в основном молодежь, желающая посмотреть фильмы, которых не увидишь в кинотеатрах. "Но есть и завсегдатаи пенсионного возраста, которые не пропускают ни одного кинопоказа", – рассказывает Гудимов. Правда, по наблюдениям организаторов других киноклубов, людей постарше в залах не так уж и много. "В основном приходят студенты, чтобы получить хоть какое-то представление о чем-то", – объясняет мотивацию молодой аудитории Олег Шинкаренко.
Его теорию подтверждает 21-летняя студентка Анна Погрибная. "Года три-четыре назад я постоянно ходила в киноклуб НаУКМА, потому что плохо представляла, что можно и нужно смотреть, а так появлялись некоторые ориентиры", – рассказывает она о своем увлечении.
Теперь же кино она не только любит, но и изучает. Однако, даже разобравшись, время от времени ходит в киноклубы. "Дома мне часто сложно найти время на просмотр фильмов, которые не связаны с учебой или работой, а несколько часов вечером на киноклуб не жалко. К тому же я не люблю смотреть фильмы одна, а так возникает коллективное восприятие картины, – объясняет она логику завсегдатая. И аудитория преимущественно мыслящая и заинтересована в кино, а не только в попкорне.
Юлия Куприна, Фокус