Збигнев Бжезински: НАТО нуждается в новой глобальной стратегии
Збигнев Бжезински, знаменитый американский политолог и государственный деятель, в своей статье в The New York Times признает, что США сдают глабальное лидерство странам Азии, а НАТО нужна новая стратегия. В том числе и по отношению к России
В статье "НАТО и безопасность мира" (NATO and World Security) Збигнев Бжезински утверждает, что НАТО уже осуществило три монументальные трансформации в международных отношениях. Это окончание "гражданской войны" между странами Запада за трансатлантическое и европейское господство, защита Соединенными Штатами Европы от советского доминирования в послевоенное время и мирное разрешение холодной войны, которое создало предпосылки для расширения Европейского Союза за счет стран молодой демократии.
Бывший помощник президента США по национальной безопасности считает, что главный вопрос, который сегодня должен беспокоить НАТО, - "А что дальше?".
Характеризуя ситуацию, сложившуюся в системе международных отношений сегодня, Бжезински утверждает, что мир стоит перед лицом беспрецедентной угрозы глобальной безопасности – "хаосом, обусловленным недавним политическим пробуждением человечества". Эффективная же система глобальной безопасности, которая поможет справляться с растущим числом беспорядков в мире, по мнению автора, пока еще не создана. Именно это, по мнению теоретика и практика геополитики, и предстоит исправить силами НАТО.
Другой риск, по мнению Бжезински, заключается в стремительном росте сил Китая и Индии и в быстром восстановлении Японии за последние 50 лет, что приводит к перемещению экономического и политического центра из района Северной Атлантики в Тихоокеанские регионы.
В ситуации "значительного разброса силы и растущего массового беспокойства", на повестку дня стран-членов НАТО выноситься вопрос коллективной политики в Афганистане, считает Збигнев Бжезински.
Напомним, в свое время Бжезински являлся активным сторонником втягивания СССР в афганский конфликт: "Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну", - писал он президенту Картеру.
Принципиально новым для Бжезински стал высказанный в статье тезис о необходимости новой стратегии отношений НАТО с Россией. "Россия не враг НАТО, но относится к НАТО с враждебностью. В отношении Российской Федерации политика НАТО должна определяться двумя целями: консолидация безопасности в Европе путем установления близкого сотрудничества между Россией и евроатлантическим сообществом, а также включение России в более тесную сеть глобальной безопасности, что опосредовано будет способствовать угасанию ее имперских амбиций", - пишет Бжезински.
Первым шагом в этом направлении, по мнению автора, должно стать соглашение между НАТО и созданной Кремлем Организацией Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), включающей Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан.
Улучшение отношений, по мнеию политолога, между НАТО и Россией, вероятно, облегчит сближение НАТО со странами Азии. Подобный вектор движения может привести к созданию объединенного совета по сотрудничеству НАТО-Шанхай. Прямое сотрудничество с Китаем, Японией и Индией, включение этих стран в систему глобальной безопасности является одной из главных целей НАТО сегодня.
При этом НАТО не стремится к превращению в "глобальный альянс демократий". Главной стратегической целью организации является становление как центробежной силы для "разнообразных региональных связей между странами растущего могущества".
Кстати, в своей самой знаменитой работе "Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы", изданной в 1997 году, Бжезински отстаивал противоположную точку зрения: "Для Соединенных Штатов евразийская геостратегия включает целенаправленное руководство динамичными с геостратегической точки зрения государствами и осторожное обращение с государствами-катализаторами в геополитическом плане, соблюдая два равноценных интереса Америки: в ближайшей перспективе — сохранение своей исключительной глобальной власти, а в далекой перспективе — ее трансформацию во все более институционализирующееся глобальное сотрудничество. Употребляя терминологию более жестоких времен древних империй, три великие обязанности имперской геостратегии заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении покорности подчиненных и обеспечении их защиты и недопущении объединения варваров".
Полный текст статьи будет опубликован в номере за сентябрь-октябрь журнала Foreign Affairs.
Збигнев Бжезински - один из ведущих идеологов внешней политики США, автор глобальной стратегии антикоммунизма и концепции американской гегемонии нового типа. В 60-х годах был на посту советника в администрациях Кеннеди и Джонсона, занимал жесткую линию по отношению к Советскому Союзу. В 1977—1981 годах занимал должность помощника президента США по национальной безопасности в администрации Картера. Известен как сторонник независимости Украины и приема ее в НАТО. Одним из первых на Западе высказал мысль о том, независимость Украины является ключевым условием сдерживания имперских устремлений России.