Талант на экспорт
Исторический кинопоказ братьев Люмьер 28 декабря 1895 г. в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов был отнюдь не первым. Пробные (и даже публичные) демонстрации фильмов начались семью годами раньше. А в 1895-м проходило уже немало сеансов «движущейся фотографии». Правда, имена их изобретателей не снискали мировой славы. 5 октября – день рождения одного из тех, кому посчастливилось прослыть официальным «родителем» Десятой музы, - Жана-Луи Люмьера. Но в связи с этим хочется вспомнить своих. В провинции великой Российской империи рождались люди, без которых невозможно представить историю мирового кинематографа. Неизвестно, как сложилась бы судьба многих из них, не покинь они родную Украину: реализоваться, как известно, проще всего в столицах… Давайте пролистаем страницы истории страны, не имеющей сегодня собственного кино, и всмотримся в лица тех, кто родился здесь и стал первым там
Осенью 1893 г. Иосиф Тимченко — сын крепостного крестьянина, работавший на одесском заводе Российского общества пароходства и торговли, механик Императорского Новороссийского университета — сконструировал скачковый механизм типа "улитка", на основе которого (вместе с изобретателем Михаилом Фрейденбергом) создал киноаппарат "для анализа стробоскопических явлений" и проекции изображений на экран. 9 января 1894 г. – почти за два года до исторической парижской премьеры братьев Люмьер – Тимченко показал на экране делегатам съезда русских естествоиспытателей и врачей в Москве сцены "Скачущие кавалеристы" и "Метатели копья". Аппарат Тимченко впоследствии демонстрировался как "Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты".
Пионер-кинооператор
Первым оператором в Российской империи стал харьковский фотограф Альфред Федецкий. 30 сентября 1896 г. газета "Южный край" сообщала, что в Харькове Федецкий "заснял на кинематографическую пленку перенесение иконы Озерянской Божьей матери по ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты". Это были первые в России киносъемки, сделанные отечественным оператором. Газета сообщает, что 2 декабря 1896 г. в оперном театре Федецкий дал "сеанс "кинематографа", продемонстрировав сцены "из заграничной и местной жизни". Есть предположение, что это был один из первых в Европе кинопоказов с использованием электричества. Историк мирового кино Жорж Садуль, упоминая показ в Париже в мае 1897 г. (спустя полгода после сеанса Федецкого), пишет: "Поскольку электричество еще мало было распространено во Франции, для киноаппаратов употребляли не дуговые лампы, а различные приспособления, самым удобным из которых была эфирная лампа".
Отец киноиндустрии
Основатель российской кинопромышленности, первый российский продюсер и дистрибьютор родился в селе Ханжонковка (район нынешней Макеевки Донецкой области), в семье отставного казачьего офицера. В 1896 г. окончил Новочеркасское юнкерское училище и был принят в привилегированный Донской казачий полк, расквартированный в Москве. Одним снежным февральским вечером он, 27-летний подъесаул, зашел в "биограф" (как тогда назывались кинотеатры), где крутили люмьеровское "Прибытие поезда". В тот вечер вся оставшаяся жизнь Александра Ханжонкова будет отдана кинематографу.
Полученные при увольнении в запас 5 тыс. руб. Ханжонков использовал как стартовый капитал. В 1906 г. он основал первое российское предприятие по продаже зарубежных фильмов, в 1907-м занялся производством русских картин. В 1911-м построил первое в России киноателье, оборудованное по последнему слову техники. Акционерное общество "А. Ханжонковъ" через три года после основания выпускало столько картин, сколько остальные русские и иностранные конторы, вместе взятые. Расширяя материально-техническую базу, Ханжонков превращает свою компанию в бесспорного лидера российского кинопроизводства и в одну из самых совершенных фирм в мировом кинопроизводстве.
На счету киноателье отставного подъесаула несколько новаторств в истории не только российского кино. В 1911 г. выходит первый в мире полнометражный фильм "Оборона Севастополя", в котором Ханжонков выступает еще и как сорежиссер и соавтор сценария. Из госказны на съемки фильма было выделено 10 тыс.руб. (первый случай в истории российского кино). За эту батальную эпопею Ханжонков получил бриллиантовый перстень от императора Николая II. Во время съемок "Обороны" кинопромышленник впервые увидел южный Крым и был очарован его экзотической природой. В мае 1917 г. он открыл здесь киноателье, ставшее базой для нынешней Ялтинской киностудии.
Студии Ханжонкова в Москве и Ялте выпускали по 500 фильмов ежегодно. Метод поточного производства кинолент, когда на одной площадке в день снималось по три картины, позже был перенят и усовершенствован Голливудом. В 1912-м его компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной анимации, — "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" в постановке Владислава Старевича. Ханжонков первым среди русских кинопромышленников занялся производством научно-популярных, документальных, образовательных и этнографических фильмов. В своем ателье он создал Научный отдел, выпускавший ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов. В создании этих фильмов участвовали лучшие силы компании. Например, в ленте "Пьянство и его последствия", помимо документальных кадров, показывавших отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены — знаменитый тогда актер Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки человека, который видит вылезающего из бутылки чертика (еще один редкий по тем временам спецэффект, созданный Владиславом Старевичем).
Звезда №1
У Ханжонкова начинала свой путь первая российская кинозвезда Вера Холодная, носившая до замужества фамилию Левченко. Она родилась в семье преподавателя гимназии в Полтаве (за неуемный аппетит мать даже называла ее "полтавской галушкой").
В облике Холодной причудливо соединились чувственность и трагизм, безысходность и надежда. Бледное лицо, точеный профиль, лучистые серые глаза – вся она, грациозная, печальная и загадочная, была неодолимым наваждением для зрителей. Из роли в роль она сохраняла все тот же образ затаенного страдания и беззащитности перед судьбой, оказавшись идеальным воплощением кроткой женственности. Она стала символом эпохи "распятых кокаином" поэтов, расцвета декаданса, тревоги и разложения — того странного времени, когда страна жила между войной и революцией…
Она умерла в 26 лет от "испанки". И снималась всего четыре года. Но на ее фильмах, пусть и однотипных, но являвших полную ее самоотдачу ("Песнь торжествующей любви", "Позабудь про камин, в нем погасли огни", "Жизнь за жизнь" и др.), публика выламывала двери…
Гомер XX века
В 1938 г. украинцы представили очередное киноявление, оказавшее огромное влияние на мировой кинематограф. На экраны вышла "Земля" Александра Довженко – крестьянского сына, родившегося в Черниговской губернии и не имевшего специального образования. Довженко стал одним из первых кинохудожников, для которого содержание значило несравнимо меньше, чем форма. Он первым воплотил на экране художественные способы и приемы, без которых современное кино невозможно представить. Вместе со своим талантливым соавтором, оператором Даниилом Демуцким, режиссер создал визуальные образы, кадры и планы, ставшие учебником, по которому были сняты сотни картин. Например, прием из фрагмента, в котором гибели Василия предшествует длинный монтажный эпизод, будто лишенный динамики (кадры замерших любовных пар, пейзажей) — часто использует Александр Сокуров. Андрей Тарковский считал Довженко своим учителем. Образ ржаного поля под порывами ветра перенесен из "Земли" во многие картины Тарковского без изменений. Использовал он и параллельный монтаж, изобретенный Довженко. А эффект сияющей пыли, созданный Демуцким, – знаменитая пыль "Земли" — вошел в золотой фонд мирового кино.
Довженко первым в мире показал на экране обнаженную натуру, подав ее как поэтический образ… Мечущаяся по хате обнаженная Наталка, чье тело корчится от боли. Плоть, из которой вырывается больная душа, ведь за околицей хоронят любимого. Довженко снимает свою героиню в позах, напоминающих о классических живописных полотнах и скульптурах, где физическое тело – выразитель глубинных душевных мук, радостей, страданий.
В 1958-м на Брюссельском кинофестивале "Земля" была названа в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов. Авторитетное мировое издание, американский журнал Sight & Sound, в ежегодную десятку лучших фильмов за всю историю кино неизменно включает эту картину. Гитлер считал "Землю" конкурентом "опасным и хорошо вооруженным войскам". А итальянцы назвали Довженко Гомером ХХ века, считая своих неореалистов 1950-60-х его учениками и последователями. (Материал о И.Тимченко и А.Федецком взят из книги В.Миславского "Кино в Украине. 1896-1921 гг.").