Радикальные исламисты провоцируют раскол среди крымских татар, - репортаж Фокуса
В Крыму произошло первое серьезное столкновение между мусульманами-радикалами и их противниками-единоверцами. В среде крымских татар зреет раскол.
По ступенькам, ведущим вниз от хирургического отделения Кировской районной больницы, семенит женщина, укутанная в хиджаб с золотистым отливом. Эдие нарядилась по-праздничному, когда ехала из Феодосии в село Журавки на ифтар – одну из вечерних трапез, которые проводятся в священный для мусульман месяц Рамадан. 10 сентября, вскоре после того как Эдие и полторы сотни ее единоверцев со всего Крыма собрались в сельской мечети, на ифтар явились местные.
Джихад на упреждение
– К тому времени все уже были в мечети. Во дворе оставались только Аджи Исмет – это он всех нас пригласил – и несколько человек, которые вышли покурить. Один успел забежать и крикнуть: "Убивают!" – вспоминает Эдие.
Среди тех, кто вышел на перекур, был ее зять. Теперь у него сотрясение мозга, выбиты зубы. Всего пострадали восемь человек. Нападавших, говорят они, было человек 15–20 – местные татары и русские, с палками и обрезками арматуры. По всей видимости, бойню устроили, чтобы наказать Аджу Исмета – местного жителя, который без разрешения здешнего имама (духовного лица) организовал в мечети ифтар. Услышав крики, народ выскочил во двор, но нападавшие быстро прыгнули в машины и уехали.
– Мужчины хотели гнаться за ними, но мы попросили не делать этого. Устраивать драки в Рамадан – большой грех,– говорит Эдие.
– Вы и те, кто был с вами в мечети, из Хизб ут-Тахрир? – решился спросить корреспондент Фокуса.
– Там и хизбы были, и салафы (они же ваххабиты – сторонники радикального движения за очищение ислама. – Фокус), и много других. Да какая разница!
Разница принципиальная: сегодня крымские татары четко разделяют себя на тех, кто исповедует традиционный ислам, и радикалов из Хизб ут-Тахрир – исламистов, выступающих за строительство единого мусульманского государства. Отношения между ними все напряженней. Крымский татарин, заведующий хирургическим отделением, куда попали избитые исламисты, в беседе с Фокусом предпочел называть их не пострадавшими, а "отколовшимися от общества". Услышав это, бородатые юноши в спортивных костюмах, приехавшие проведать своих товарищей, накинулись на врача с криками, вмиг забыв об обязательном для мусульманина уважении к старшим.
– Появление Хизб ут-Тахрира в Крыму связано с идейным расколом в крымскотатрской среде между молодежью, увлеченной религией, и старшим поколением, которому ближе идеи национализма. Хизб ут-Тахрир в определенном смысле противопоставляет себя Меджлису. Молодежь стремится противостоять силе авторитета ветеранов национального движения", – говорит президент Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов.
События в Журавках могут превратить эту борьбу в затяжную войну. "Этих людей, псевдотатар (набросившихся на участников ифтара. – Фокус), надо отдать народу на растерзание. Не имеет значения, по чьему приказу они действовали. За грех они должны ответить собственной кровью", – так написал некто Редван на сайте крымской исламистской газеты "Возрождение".
К непокорным немилосердный
В одной из бахчисарайских кофеен работает Эльдар. Он носит длинную бороду, бреет усы и, как положено мусульманину, пять раз в сутки совершает намаз (молитву). О деятельности Хизб ут-Тахрир говорить не желает, но об исламе и халифате – сколько угодно.
– Средства массовой информации формируют общественное мнение не в пользу мусульман и не в пользу ислама. Потому что на сегодняшний день ислам выиграл идеологическую войну против капитализма. Ислам как система правления, которая решала проблемы человечества на протяжении пятнадцати веков, сегодня выходит на арену власти, – торжественно заявляет он.
Любые правители ошибаются, объясняет Эльдар, поэтому во главе следует поставить ислам и жить по его законам. Такое государство и есть халифат. Налог – всего 10%; алкоголь вне закона, гомосексуализм – тоже. На вопрос корреспондента Фокуса о том, на какой территории планируется строить халифат, Эльдар отвечает: "На той, которую завоюем". Замечание, что Аллах вряд ли одобрит такой сценарий, поскольку он милостивый и милосердный, Эльдара явно раздражает.
– Аллах милосерден только к покорным! – вскипает он.
Пара русских туристов за соседним столиком торопливо расплачивается за кофе.
Многие прихожане алуштинской мечети, как и здешний имам Эльвин Кадыров, также приверженцы Хизб ут-Тахрир. У входа в мечеть лежит стопка газет "Возрождение". Пока имам готовится к намазу, корреспонденты Фокуса общаются с Энвером. Ислам, по его мнению, необходим для спасения общества, погрязшего в разврате.
– По телевизору постоянно показывают, как мужчина и женщина лежат голые в постели, хотя они не муж и жена, – сетует Энвер.
– А по набережной все ходят полуголые, и прямо на скамейках занимаются… беспределом, – возмущается сидящий рядом татарин-тинейджер.
Халиф навсегда
Имам Эльвин Кадыров говорит, что строить исламское государство в Украине никто не собирается – мол, сначала нужно организовать поддержку этой идеи в обществе. Ждать, пока миллионы украинцев обратятся к Корану, придется долго, так что пока Хизб ут-Тахрир нужен, чтобы мусульмане в Крыму не отставали от общемировой мусульманской жизни. Что касается завоевания территорий для халифата, то один из адептов радикального ислама Муслим Алиев заверил журналистов Фокуса, что это возможно лишь в том случае, если халифат атакуют.
Изначально же халифат должен быть образован путем бескровной смены власти там, где живут преимущественно мусульмане. Правда, Александр Богомолов из Центра ближневосточных исследований отмечает, что в истории Хизб ут-Тахрир были эпизоды, когда планировались перевороты в странах арабского мира, в частности в Иордании и в Ираке. В 1960-х лидеры организации считали, что приблизить возрождение единого исламского государства можно с помощью переворота в нескольких ключевых мусульманских странах. Для этого Хизб ут-Тахрир стремился проникнуть в среду военных, агитировал офицеров, но спецслужбы пресекали все эти попытки еще на этапе замысла.
– Наивно сейчас рассматривать тезис о построении халифата как подрыв государственного строя, – считает г-н Богомолов. – Реальный риск, связанный с организацией Хизб ут-Тахрир, – в том, что она радикализирует исламскую среду, создает почву для более экстремистских организаций. В других мусульманских и европейских странах такое было уже не раз.
Впрочем, намного больше, чем будущие завоевания и перевороты, крымчан волнуют сегодняшние действия хизбов. В августе в симферопольском микрорайоне Ак-Мечеть сторонники Хизб ут-Тахрир потребовали, чтобы детский хореографический кружок съехал из помещения бывшей мечети (для мечети построили отдельное двухэтажное здание). Свое требование хизбы объяснили словами посланника Аллаха: "Нет хуже того, кто забирает назад свой подарок. Он подобен собаке, которая срыгивает в свое блюдце, а потом лижет". Но председатель местной мусульманской общины "Рахмет" Сервер Аметов не стал переселять танцевальный кружок. "Ему просто некуда переезжать", – объясняет он. Вскоре местные добились смены здешнего имама, близкого хизбам, а муфтий Крыма Аджи Эмирали Аблаев заявил, что "вошедшие в любую партию, будь то Хизб ут-Тахрир, ваххабиты, салафиты, хабашиты, в наших мечетях не будут ни председателями, ни имамами, ни членами общин".
О деятельности Хизб ут-Тахрир Сервер Аметов говорит без эмоций: мол, программа у них радикальная, но сами они ребята мирные.
– В других странах Хизб ут-Тахрир запрещен, но у нас запрещать не за что – никакого террора пока не было. Там молодые ребята. Знают только азы ислама. Кто-то сверху управляет ими. Угрозы от них не ощущаем, но опасаемся, – говорит аксакал.
И уже прощаясь с корреспондентами Фокуса, словно оправдываясь, добавляет: "Напишите, что я сознательно разрешил детям танцевать! Считаю, что они не должны с головы до пят закутываться в хиджаб и отказываться от всего мирского!"
Евгений Сафонов, Фокус
Что такое Хизб ут-Тахрир
"Партия исламского освобождения" основана в 1953 г. судьей Иерусалимского шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набахани. В качестве главной цели движение декларирует идею возрождения единого исламского государства – халифата. Имеет разветвленную международную сеть с наиболее развитым представительством в Лондоне. В государствах Центральной Азии и России движение официально объявлено террористической организацией, в Германии запрет на его деятельность был наложен в судебном порядке в связи с антисемитской пропагандой.