Программа "Национальный кэшбек" существенно искажает конкуренцию и дискриминирует малых предпринимателей, — заявление бизнес ассоциаций
Бизнес ассоциации, объединяющие малый и средний бизнес, заявили о недостатках Программы "Национальный кэшбек" и призвали власти их устранить. Об этом говорится в совместном заявлении более двух десятков ассоциаций предпринимателей из разных регионов Украины, в частности Всеукраинской профессиональной ассоциации предпринимателей, ассоциации частных работодателей, Ассоциации 4Бизнес, Альянса РОМБ, Всеукраинской ассоциации предпринимателей и потребителей и тому подобное.
"Недавно Министерство экономики опубликовало данные о влиянии Программы "Национальный кэшбек" на экономику страны. Согласно расчетам Минэкономики — реализация проекта обеспечила в 2024 году рост ВВП на 0,001%, по сути — в пределах статистической погрешности. В то же время Программа существенно искажает конкуренцию, дает преимущество торговым сетям, не распространяясь на малых и микро предпринимателей", — заявили представители бизнеса.
По мнению подписантов, практический опыт применения предпринимателями Программы "Национальный кэшбек" в 2024 году показал ключевые недостатки, которые не позволяют полноценно применить ее потенциал. Речь идет о:
- высокую зарегулированность и относительную сложность процедур, в частности отдельные и разнообразные требования к производителям, товарам, продавцам, потребителям и направлениям расходования кэшбека. Указанное требует высокого уровня подготовки всех элементов/этапов внедрения программы и значительной коммуникации с гражданами. Так, почти 700 тысяч граждан не получили выплаты из-за того, что вовремя не активировали карты для выплаты кэшбека в приложении Дія.
- программой вообще не охвачено "нецифровых" граждан Украины (не все имеют соответствующие девайсы или желают устанавливать Дію/могут с ней работать);
- из Программы исключены в качестве продавцов все субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и отчетности. То есть на продуктовые рынки или праздничные ярмарки программа также не распространяется. В большинстве случаев программа действует через крупные и средние торговые сети, искажая условия конкуренции на розничном рынке, где такие сети уже имеют превалирующую рыночную силу.
По мнению специалистов, представляющих бизнес ассоциации — "непонятна попытка Минэкономики дискриминировать упрощенную систему налогообложения и отчетности, ведь по налоговым показателям упрощенная система в большинстве случаев превосходит общую систему по уплате налогов". Такая дискриминация является "контрпродуктивной и наносит вред конкуренции, условиям ведения бизнеса и экономике в целом".
Проведенный бизнес сообществом анализ реализации программы "Национальный кэшбек" за 2024 год выявил ряд недостатков, которые предлагается устранить для ее полноценной дальнейшей реализации:
- Возвращение в программу предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, которые пользуются РРО/ПРРО и имеют желание соблюдать все ее условия.
- Пересмотр в сторону увеличения максимальной суммы кэшбека на карту, которую можно получить (например 6 000 грн вместо 3 000 грн в месяц), что позволит привлечь больше украинцев.
- Обеспечение более широкого распространения подробной информации о программе, включая инструкцию как оформить и активировать соответствующую банковскую карту (согласно опросу Центра Разумкова — 40% граждан не участвуют в программе из-за отсутствия подробной информации о ней).
Украинский бизнес призывает Президента и правительство учесть предложения предпринимателей, устранить искажения конкуренции, а также распространить Программу на малый и микро бизнес.