Дмитрий Бордусенко: "Инвестиции в финансовую аналитику всегда окупаются"

Специалист по финансовому анализу в международных компаниях рассказал, почему финансисты стали заниматься автоматизацией, и как цифровая трансформация делает бизнес современным и конкурентоспособным.

Related video

В сфере предпринимательства, где каждый показатель и выбор играют важную роль, специалист по финансовой аналитике становится незаменимым экспертом, способным преобразовывать данные в ценные знания. Эти профессионалы работают в банках, инвестиционных фондах, страховых компаниях, крупных корпорациях и малом бизнесе. По прогнозам международной компании маркетинговых исследований GMI, в период с 2024 по 2032 год мировой рынок финансовой аналитики вырастет на 11,6%, а значит, роль экспертов возрастет. Зачем компаниям нужны финансовые аналитики и почему сфера их интересов стала граничить с IT, поговорили с профессионалом в этой области Дмитрием Бордусенко. В крупных торговых, фармацевтических, технологических украинских и международных компаниях он руководил финансовой цифровой трансформацией, которая сократила их расходы и укрепила позиции на рынке.

– Дмитрий, в последние годы наблюдается стремительный рост спроса на финансовых аналитиков. Почему эта профессия стала такой востребованной?

– Актуальность профессии финансового аналитика обусловлена, прежде всего, возрастающей сложностью финансовых рынков. Аналитики помогают принимать решения в условиях неопределенности, прогнозируют тенденции и оценивают риски. Они разрабатывают финансовые стратегии и планы для долгосрочного развития, управляют рисками и минимизируют их, оптимизируют расходы.

– Вы как финансовый аналитик тоже выявляете неэффективные статьи затрат и разрабатываете стратегии повышения рентабельности. Например, для мирового гиганта в сфере молочной продукции и детского питания – компании Danone – разработали алгоритм "Оптимальный маршрут", который снизил затраты на логистику на 10%. В чем заключается решение, если коротко?

– В компании существовала проблема неэффективной логистики между заводами и дистрибьюторами: реальные издержки не учитывались, а часть маршрутов оказывалась убыточной. Совместно с менеджером по доставке я проанализировал несколько сценариев и разработал динамическую модель выбора маршрутов. В основу легли параметры: минимальное плечо доставки, утилизация автопарка, стоимость транзитных складов и исключение тупиковых направлений, где до 20% рейсов шли вхолостую.

Для прозрачного контроля затрат создал дашборд, который стал основным инструментом мониторинга для всех региональных команд. Координировал работу отделов продаж, логистики и финансов для достижения единого KPI — снижения логистических затрат на 10%.

Проект был признан эталонным для Danone в СНГ, а методика впоследствии была адаптирована и в других странах присутствия компании.

– Современный бизнес все чаще сталкивается с необходимостью обработки больших данных, делать это вручную становится чрезвычайно сложно. Над решением проблемы работают не только IT-специалисты, но и финансовые аналитики. Вы, в частности, внедряете автоматизацию бюджетирования. Какой ощутимый эффект она дает?

– Не секрет, что многие компании до сих пор работают с финансами в Excel. Сотрудники привыкли к этой программе, считают ее удобной, но на самом деле она уже не справляется с объемом данных, что влечет ошибки, порой фатальные для компании. Автоматизацию бюджетирования я считаю одной из основных частей цифровой трансформации бизнеса. В ведущей украинской фармацевтической компании "Артериум" я играл ведущую роль в рабочей группой по внедрению такого IT-решения. Там старая система "падала" при нагрузке свыше 200 пользователей. Переход с Excel на облачную систему ликвидировал этот "эффект Икара" и сократил ошибки в данных на 30%. Новая платформа работает для 500 и более сотрудников без сбоев. Здесь же я впервые внедрил предиктивную аналитику: теперь отделы видят, как их решения повлияют на бюджет через 3–6 месяцев. Трудозатраты финансово-экономической службы снизились на 35% за счет автоматизации 60 рутинных операций. Уже через год после внедрения система в компании стала использоваться на 98%.

– Этот проект стал кейсом для вузов – как пример успешной цифровой трансформации в фарме. А вы считаете его универсальным? Все финансовые аналитики могут использовать такой подход?

– Сам принцип автоматизации бюджетирования, безусловно, универсален. Но применять его нужно творчески, с учетом специфики конкретного бизнеса или сложившейся ситуации. Например, при смене собственника у компаний часто нет прозрачной системы бюджетирования, что ведет к хаосу в планировании и неконтролируемым затратам. Так произошло в фармкомпании STADA, и систему бюджетирования пришлось разрабатывать с нуля. Я отказался от "идеального" бюджетирования в пользу модульной системы, которую могли поддерживать локальные сотрудники. В нее вошли шаблоны для производства, логистики и закупки с автоматическим расчетом нормативов, инструкции по согласованию бюджетов между отделами, дашборды отклонений с цветовой индикацией критичных статей. Решение позволило новым собственникам получать прозрачную отчетность уже через 4 месяца вместо запланированных 12-ти. В компании система действует без доработок более трех лет.

– Работа в компаниях-лидерах научила вас масштабировать практики и добиваться значимых результатов. Своим опытом вы делитесь с коллегами на семинарах, тренингах. Почему это для вас важно?

– Далеко не все собственники бизнеса и финансисты умеют грамотно проводить анализ состояния дел в компании. Одни не видят утечек прибыли из-за сложной отчетности. Другие тратят львиную часть времени на рутинные расчеты, а не на анализ. Для всех заинтересованных я провожу интенсивы, тренинги, предлагаю авторский курс из 10 готовых инструментов. Все методики рождены из практики – они решали конкретные боли компаний. Они масштабируемы от малого бизнеса до международных холдингов, а главное, передаваемы: после обучения их могут использовать без моего участия молодые специалисты, желающие быстро вырасти до финансовых директоров, владельцы бизнеса, которым нужно "прокачать" финансовую грамотность.

– Что вы, как эксперт в своем деле, можете сказать руководителям, которые экономят на финансовой аналитике?

– Займитесь… финансовой аналитикой. Положите на одну чашу весов зарплату специалиста, а на другую – возможность более эффективного управления финансами, принятия обоснованных решений, оптимизации расходов и выявления новых возможностей для роста. И вы увидите: инвестиции в финансовую аналитику всегда окупаются.