Контрабанда антиквариата: что везут через украинскую границу
В Украине растет спрос на самую стабильную валюту – искусство и антиквариат. В этом году таможня изъяла контрабанду культурных и исторических ценностей на 1,4 млн. грн.
Студента Александра Данишенко, только что прилетевшего из Германии, остановили в зоне таможенного контроля аэропорта "Борисполь" и попросили открыть чемодан. В нем обнаружили 228 банкнот: немецкие марки начала XX века и японские иены 1953 года. На блошиных рынках Европы такие купюры стоят недорого – около евро за штуку. В Украине за них можно выручить в несколько раз больше. Но таможня не спешит давать добро на ввоз: помимо номинальной, они могут иметь и историческую ценность. Чтобы разобраться с этим, на помощь таможенникам приходит искусствовед-контролер Александр Предыбайло.
Самовар исторической ценности
В таможенных академиях искусствоведение изучают на протяжении всего курса, но на пропускных пунктах без штатных экспертов все равно не обойтись. Их задача – идентифицировать старую книгу, золотое украшение или икону и определить, можно ли ввозить либо вывозить эту вещь без специального разрешения. За последние 8 месяцев украинская таможня предотвратила 123 попытки контрабанды предметов, имеющих культурно-историческую ценность. Лидер нелегального "импорта" – банкноты и монеты.
"Деньги печатают стотысячными тиражами, и они редко представляют историческую ценность. Но есть исключения", – говорит Александр Предыбайло. Допустим, в годы Второй мировой войны Германия выпустила деньги для оборота на территории оккупированной Украины, а эшелон с инкассаторским вагоном попал под бомбежку. Уцелевшая сотня купюр будет считаться исторической ценностью. При ввозе раритета в Украину на таможне нужно предъявить свидетельство на право его вывоза из зарубежного государства (если того требует закон зарубежного государства). Студента Данишенко отпускают – осмотрев его багаж, искусствовед-контролер заключил: исторически ценных банкнот нет. В противном случае кладь коллекционера отправилась бы на склад Бориспольской таможни.
Больше всего места на этом складе занимают тульские самовары. Купленные иностранными туристами в Киеве на Андреевском спуске, они доезжают до аэропорта и остаются здесь надолго. По закону вывозить из Украины без разрешения Министерства культуры можно лишь изделия, выпущенные после 1950 г. Александр Предыбайло считает такой рубеж логичным: "Пятьдесят лет – это жизнь двух поколений. Прожив полвека, человек видит свое будущее – своих внуков. В вещах такого возраста ощутима некая магия. Мы особенно бережно относимся к утвари своих бабушек и дедушек".
Вместе с тем г-н Предыбайло утверждает, что закон кишит казусами. Например, беспрепятственно можно вывозить только книги, изданные после 1945 г. Потому, сетует искусствовед, недавно пришлось изъять у пассажирки Библию 1903 года, принадлежавшую ее матери. "Таких Библий – сотни тысяч! Никакой исторической ценности она представлять не может, – говорит он. – При этом книгу об атомной промышленности, изданную в 1946 году тиражом всего в 500 экземпляров, мы спокойно выпускаем".
В перечень изделий, которые позволено вывозить из страны без разрешения, также входят патефоны, изготовленные после 1960 г., и почтовые марки, изданные после 1991 г.
Патефоны в 1960-х, разумеется, никто уже не производил, а зачем спрашивать разрешения у Минкульта на вывоз советской марки из серии "Космос", изданной многомиллионным тиражом, искусствовед не понимает.
Свидетельства на право вывоза выдает Государственная служба контроля перемещения культурно-исторических ценностей. Ольга Беспятова, возглавляющая это ведомство, описала процесс выдачи разрешения: сначала нужно оформить документы, сфотографировать изделие, а затем отдать его на экспертизу. Их может быть несколько, и не факт, что все специалисты сделают одинаковые заключения. "Когда из Украины хотели вывезти карту Буковины 1940-х годов, составленную Вермахтом перед наступлением, черновицкие музейщики признали ее редкой и были категорически против ее вывоза. Однако другой музей постановил, что карта не имеет исторической ценности, и ее увезли", – вспоминает г-жа Беспятова. Таких разногласий можно было бы избежать, если бы культурно-историческую ценность определяли по четким критериям. Но их нет.
В развитых странах законы лояльнее. Конечно, экспортировать национальные реликвии запрещено всюду, но вывозить антиквариат – сколько угодно, лишь бы перевозчики исправно платили пошлину. Для Украины такой порядок неприемлем, считает Александр Предыбайло, тогда вывезут все. "Если открыть шлюзы, ценности хлынут из страны – в чемоданах, сумках, баулах, – говорит искусствовед. – Это приведет к тому, что мы будем ездить изучать нашу культуру в другие страны. В свое время Китай открыл границы – теперь самые большие коллекции предметов китайского искусства в Лондоне и США". По его мнению, чтобы действующий в Украине закон и здравый смысл работали в унисон, нужно позволить искусствоведам-контролерам на месте решать, можно ли выпускать из страны то или иное изделие. "Конечно, заподозрят во взяточничестве. Но лично я готов хоть с видеокамерой на лбу работать", – говорит г-н Предыбайло.
За хрустальным щитом
Старинные иконы, серебряные монеты елизаветинских времен, золотые швейцарские часы, холодное оружие, живопись 20-х годов, – все это пытались вывезти из Украины не туристы, а перевозчики, хорошо знающие цену антиквариату. "За рубежом высоко ценятся отечественные боевые награды, – говорит Александр Предыбайло. – Технология их вывоза проста: ордена кладут в хрустальную вазу, наполненную копеечными монетами. Хрусталь – стекло с примесью свинца, и на рентгене ваза выглядит черной кляксой. Расчет на то, что таможенник не станет рыться в мелочи и пропустит багаж. Но этим приемом сейчас пользуются только наивные".
Как свидетельствует официальная статистика, сегодня из Украины вывозят культурно-исторических ценностей в два раза больше, чем ввозят, но таможенники говорят, что в последние годы "импорт" увеличился. И это неудивительно, ведь многие антикварные изделия и предметы коллекционирования, купленные в Европе, у нас можно продать в несколько раз дороже. Дело прибыльное, если везти товар контрабандой, не выплачивая 44% пошлины. Чаще всего такой груз доставляют самолетом. "Воздушный путь – самый простой для контрабандистов. Везти ценные изделия в машине рискованно, а здесь всего несколько часов лету, и товар на месте", – говорит начальник отдела по борьбе с незаконным перемещением товаров и предметов Бориспольской таможни Виктор Василенко. В апреле украинка пыталась ввезти в Украину 11 гравюр и 5 икон, купленных в Париже. Риск был оправдан: здешние коллекционеры оценивали произведения в два раза дороже, чем во Франции. Месяцем ранее гражданин США привез в нашу страну почти тысячу монет, распределенных по карманам брюк и пиджаков, сложенных в чемодане. "Экспертиза показала, что более трети из них имеют культурно-историческую ценность", – сообщил г-н Василенко.
Невыездные
Склад таможни в аэропорту "Борисполь" напоминает антикварную лавку. Здесь хранятся вещи, которые пытались вывезти из страны без разрешения Министерства культуры
Медали. Юбилейные медали, выпущенные многотысячным тиражом, не представляют ценности на рынке наград. Однако вывезти их из Украины без спецразрешения может только их владелец или его наследник.
Бритвы. Немецкая бритва Becker. Дата выпуска неизвестна, но если предмет изготовлен до 1950 г., вывезти его без разрешения Минкульта нельзя.
Кресты, иконы. Если искусствовед-контроллер на таможенном досмотре определит, что предметы не являются старинными, их разрешат увезти. В данном случае икона и крест – действительно раритетные, поэтому и остались в Украине.
Фотоаппараты. Немецкая камера F.Deckel Compur и австрийская Voigtlander Perkeo хоть и выпущены более 70 лет назад, сегодня не являются штучным товаром, но для вывоза их из Украины потребуется разрешение Минкульта.
Евгений Сафонов, Фокус