Невидимые герои тыла: как фармацевты стали поддержкой для миллионов украинцев во время полномасштабного вторжения России
Фармацевтов без преувеличения можно назвать героями современности, о которых говорят слишком мало. Они рядом в самые критические моменты: спасают жизнь после обстрела, поддерживают пациента с хроническими заболеваниями или просто напоминают пожилому человеку, что пора обновить запас лекарств. Во время полномасштабной войны именно они стали для многих украинцев "семейными врачами", советчиками и даже психологами. В первые дни вторжения России фармацевты, рискуя жизнью, шли на работу пешком под обстрелами, жили в аптеках вместе со своими семьями, помогали раненым.
Ко Дню фармацевта мы решили расспросить у исполнительного директора "Аптека 9-1-1" Юлии Клименюк о современной роли фармацевта в Украине во время войны, вызовах, которые стоят перед отраслью, и о том, почему сегодня фармацевты заслуживают звания "героев".
Как бы Вы описали роль фармацевта в Украине во время войны?
Во время войны фармацевтам стали значительно больше доверять. В Украине даже родился собственный тренд — семейная фармация. То есть, фармацевты в аптеках сейчас даже в крупных городах, не говоря уже о маленьких поселках, занимаются здоровьем людей как семейные врачи.
В начале полномасштабного вторжения фармацевты собирали лекарства для военных, для людей, вынужденных жить в укрытиях и метро. Это был именно сезон простуд и вирусов, поэтому работники аптек не только оказывали первую помощь больным в подвалах, но и составляли списки нужных лекарств и после работы приносили их людям.
А еще стоит вспомнить о том, что фармацевты спасали людей после обстрелов, часто даже на лестнице аптеки — перевязывали, накладывали турникеты и тому подобное. Поэтому единственное слово, которое здесь подходит — ГЕРОИ!
Поэтому правильно будет сказать, что фармацевты стали "невидимыми героями тыла"? Расскажите, как работала Ваша сеть в первые дни полномасштабного вторжения России в Украину?
В начале вторжения фармацевты оказались перед выбором: остаться дома в безопасности или идти на работу, рискуя собственной жизнью. Большинство наших работников выбрали второе, ведь понимали, что от их присутствия зависит доступ пациентов к лекарствам.
Добраться до аптек было сложно: общественный транспорт не работал, приходилось преодолевать многокилометровые расстояния пешком. Дорога часто проходила под обстрелами — фармацевты прятались в подъездах или падали на землю во время взрывов, но все равно приходили на работу.
Некоторые не просто работали, но и фактически жили в своих аптеках вместе с семьями. Подвальные помещения становились укрытиями, где фармацевты обустраивали быт и одновременно продолжали обслуживать пациентов. Рабочие смены длились с утра до вечера, а рядом в подвалах оставались дети и близкие.
Несмотря на отсутствие света, холод и постоянные обстрелы, наши аптеки работали. Фармацевты обеспечивали людей лекарствами, поддерживали морально и фактически стали частью системы выживания украинцев в первые месяцы войны, поэтому они действительно герои, и я не перестану их за это благодарить.
Ваши аптеки продолжают работать в непосредственной близости к фронту. Что мотивирует Вашу команду ежедневно выходить на работу в условиях опасности?
Социальная ответственность, которая стала законом для нашей аптечной сети еще задолго до полномасштабной войны. Лекарства — это не колбаса, конфеты и даже не хлеб — это жизнь, особенно для пациентов с хроническими заболеваниями, пожилых людей и детей. Ведь скорость реагирования на вызов болезни, а значит выздоровления, зависит от того, есть ли "под рукой" лекарства.
С какими главными вызовами сталкивается фармацевтическая отрасль сегодня?
Фармацевтическая отрасль Украины сейчас переживает непростые времена. Она одновременно является одной из самых критических для государства, поскольку обеспечивает доступ к лекарствам гражданам даже в зонах, приближенных к боевым действиям, и одной из самых уязвимых.
Обстрелы разрушают и повреждают фармпроизводства, склады, где хранятся лекарства, аптеки, а это уменьшает доступность лекарств для населения.
Для многих прифронтовых регионов, например, Харьковской, Сумской, Запорожской, Донецкой и Херсонской областей, болезненной проблемой является логистика. Во-первых, из-за опасности туда не хотят везти товар, а, во-вторых, разрушенные дороги и доставка препаратов под аккомпанемент дронов не всем поставщикам по силам.
Отдельно стоит остановиться на регуляторных и правовых коллизиях: постоянные обновления лицензионных условий и требований GMP затрудняют выход на рынок новых препаратов. А переход на европейские стандарты качества и фармаконадзора, которые вводятся без надлежащей проработки и учета украинских реалий, уже привели к закрытию аптек, в частности в маленьких поселках и на территориях, которые находятся близко к фронту. Также жертвами нелепых запретов и непродуманных инноваций стали мобильные аптечные пункты. Например, наша сеть была вынуждена прекратить работу двух мобильных аптек на Харьковщине и Херсонщине. То есть людей, которые живут под обстрелами и не всегда имеют возможность поехать за десятки километров за необходимыми препаратами, в частности по программе "Доступные лекарства", бросили на произвол судьбы из-за непродуманных регуляторных изменений.
Попытка усилить контроль за ценами на лекарства и запрет маркетинга цен не снизили, а вот определенный дефицит препаратов на рынке уже вырисовывается.
Ну, и, конечно, кадровый голод, который возник из-за того, что многие фармацевты выехали за границу и в более безопасные регионы. То есть сейчас найти опытного фармацевта для работы, например, в аптеке в Харьковской, Сумской или Запорожской области — задача даже не с двумя, а с несколькими звездочками.
Как война повлияла на доступность лекарств для населения и что делает отрасль для обеспечения бесперебойных поставок?
В первые дни полномасштабного вторжения многие аптеки не открылись — работники выезжали из городов или не могли выйти на работу из-за опасности и страха оставить дома детей.
Уже в начале полномасштабной войны более 120 аптек нашей сети были уничтожены, повреждены и разграблены. Еще 174 заведения вместе с сотнями работников оказались на оккупированных территориях, где долгое время не было связи.
Те аптеки, которые оставались работать, сразу столкнулись с наплывом пациентов и, как следствие, дефицитом лекарств. Благодаря тому, что наша сеть имеет собственный склад, мы достаточно быстро восстановили логистику и обеспечили возможность поставки лекарственных средств даже в аптеки рядом с зонами боевых действий, куда поставщики не решались ехать.
Изменилось ли отношение украинцев к фармацевтам в это непростое время?
Да, люди же видели, как они даже под обстрелами работали, как вместе с посетителями бежали в укрытие, но не бросали их на произвол судьбы.
Какие изменения в законодательстве сейчас больше всего беспокоят фармацевтическое сообщество?
Бесспорно, это запрет маркетинговых договоров. Если он и в дальнейшем будет действовать — это может привести к закрытию аптек, которые выполняют социальную миссию и работают в убыток, чтобы обеспечить людей лекарствами. Так же волнует закон №4122 о диетических добавках, который вводится в действие с 27 сентября. Существует угроза, что БАДы исчезнут из аптек, а многие пациенты, которым необходимо поддерживать состояние организма, например, после химиотерапии, останутся без нутритивной поддержки.
Есть ли в Украине избыток или, наоборот, недостаток аптек, если смотреть по сравнению с европейскими странами?
В Украине, в отличие от Евросоюза, нет нормативов по количеству жителей на одну аптеку. Поэтому этот вопрос нужно задать пациентам, которые измеряют расстояние до аптеки не метрами или километрами, а шагами, которые они имеют силы пройти или нет. Напомню, доступность лекарств — это базовая потребность и базовое право украинцев.
Как Вы относитесь к идее ограничения количества аптек? Пойдет ли это на пользу пациентам?
Если вы намекаете на то, что ограничение количества аптек приведет к удешевлению лекарств, то этого не произойдет. А если нет, то о какой пользе мы говорим? В начале 90-х годов аптеки отпустили в свободное плавание именно потому, что приобрести лекарства было невозможно, а очереди были такие, что пациенты стояли часами, теряли сознание, происходили инфаркты и инсульты. Неужели мы хотим повторения? К тому же не следует забывать, что, по данным Минздрава, более 80% сел в Украине не имеют стационарных аптек. В центральных и западных областях, которые считаются относительно безопасными, до сих пор нет достаточного количества аптек, люди там вынуждены преодолевать десятки километров, чтобы приобрести лекарства.
Что, по Вашему мнению, может стать драйвером развития украинского фармрынка в ближайшие годы?
Развитие фармацевтической науки и изготовление не только генериков, но и инновационных лекарств. Это позволит сделать такое лечение доступным для украинцев, в частности с орфанными заболеваниями.
Какими качествами должен обладать современный фармацевт, чтобы быть настоящим профессионалом?
Ответственность, человечность и сила воли.
Какой Вы можете дать один совет будущим поколениям фармацевтов?
Верьте в себя! Если начинаете сомневаться в себе или своем выборе профессии — учитесь. Новые знания — это не только новые горизонты и умение завоевать сердце любого пациента, это ваша уверенность в завтрашнем дне и ваша независимость от конъюнктуры рынка.