ОтраЖЖение

Собственными блогами (сетевыми дневниками) обзавелись уже более 50 тысяч украинцев. Сегодня блогосфера, по убеждению многих ее обитателей, — самая честная и компетентная информационная среда. Но прелесть ее не только в этом

Related video

Блоги (от англ. вlog — web log, сетевой журнал или дневник событий) дают возможность любому желающему создать в Интернете свое личное пространство, наполнить его текстами, фотографиями, музыкой и видео. Livejournal.com ("Живой Журнал"), один из наиболее популярных ресурсов, был создан американцем Брэдом Фитцпатриком. Еще студентом он уехал из родного города на каникулы и забавы ради решил построить в Интернете систему для общения с друзьями. Сегодня на livejournal.com — около 12 млн. дневников.

Америка позади
В постсоветском пространстве ЖЖ начал развиваться неожиданно интенсивно и вскоре привлек интерес широчайшего круга людей: среди "жижистов" (теперь это часто употребляемый термин) начали появляться юристы и политики, священники и бизнесмены, художники и чиновники. Так называемый кириллический сектор "Живого Журнала" (тот, где пишут на русском и других славянских языках) оказался самым живым: наполнился сотнями сообществ и оброс "вспомогательными" ресурсами, своего рода гидами по необъятным просторам ЖЖ.

Создатель "журнала" Фитцпатрик о таком ажиотаже у себя на родине может только мечтать. По его словам, типичный американский "жижист" – это 18-летний подросток либо домохозяйка.
"Американцы в "Живом Журнале" пишут о себе, о своих друзьях; о том, чем они сегодня будут заниматься; о том, как им лень делать домашнее задание; о том, как они ссорятся с родителями и так далее", — сказал как-то изобретатель ЖЖ.

В Украине дела обстоят иначе, уверяет научный сотрудник Института литературы им. Т. Г. Шевченко Вера Балдынюк (популярный украинский ЖЖ-юзер с ником pani_grunia):

– В отдельных дневниках и сообществах рождаются полновесные общественные инициативы, которые перекочевывают из виртуальной жизни в реальную. К примеру, именно в ЖЖ впервые заговорили о необходимости дублировать фильмы на украинский язык в прокате.

Вера Балдынюк, блог которой регулярно просматривают около 750 "френдов", — среди восьми авторов недавно вышедшей книги "8. Жіноча мережева проза". Идея создать книгу возникла именно в ЖЖ, а в ее написании участвовали исключительно "жижисты".

— Много книг раскупили прямо на презентации: в ЖЖ знали о грядущем появлении "восьмерки" и ждали ее. Если заранее сформировать аудиторию, продукт быстрее найдет свого читателя, — говорит Вера Балдынюк. — В Англии и США подобные проекты называются рrint on demand, печать на заказ. В Сети что-то становится популярным и по желанию публики или автора перемещается на бумагу. Одна из наиболее популярных "заказных" книг — записки английского бомжа, который вел ЖЖ и каждый день рассказывал о своих злоключениях.

Новые медиа
На этом функции ЖЖ не ограничиваются: в Украине, по мнению Веры Балдынюк, блогосфера стала своеобразным альтернативным СМИ.

— Я перестала читать газеты и смотреть выпуски новостей: больше доверяю информации, которую получаю в ЖЖ, из журналов своих виртуальных друзей, — делится pani_grunia. — Ведь большинство дневников — это, по сути, специализированные странички: что называется, из первых рук можно получить информацию от "жижиста"-политолога, а в дневнике фоторепортера посмотреть снимки до того, как они появятся в печати. Одни пишут о новинках в сфере IT-технологий, другие – о новостях в области искусства. Каждый из них фактически делает свою собственную маленькую газету.

Выяснить, интересна ли тебе та или иная персона в ЖЖ, очень просто: достаточно "полистать" дневник этого человека, заглянуть в его user info (информация о пользователе) — и минимальное представление о владельце этого блога получено.

Встречи "френдов" "в реале" (то есть в реальной жизни) – обычное дело. По словам Веры Балдынюк, 80% ее самых ярких жизненных впечатлений так или иначе связаны с ЖЖ.

— Случилось так, что благодаря "журналу" состоялась моя личная жизнь, — говорит она. — В своем дневнике я как-то написала, что собираюсь пойти на презентацию книги Сергея Жадана "Депеш Мод", и предложила желающим составить мне компанию. Среди откликнувшихся был и мой будущий муж. Кстати, мне известно около десятка случаев, когда люди, познакомившиеся в ЖЖ, благополучно сыграли свадьбы.

В общем, блогосфера — штука многогранная: сайт знакомств, новостной портал, подиум, трибуна, а в некоторых случаях — и исповедальня. Киевский священник Андрей Дудченко (в ЖЖ — webpadre) тоже в нее вовлечен.

— В ЖЖ очень много духовенства, — рассказывает он Фокусу. — Это удобно: многие священники служат в глубинках и не имеют возможно­сти общаться с другими священнослужителями. "Живой Журнал" в этом случае — незаменимая вещь! К слову, в церкви люди не решаются просто подойти к священнику, поговорить с ним, спросить совета. А в ЖЖ это, по-моему, намного проще сделать.

Читатель, знакомый с тонкостями сетевого общения, возможно, посочувствует священнику: одна из расхожих в ЖЖ фраз емко определяет характер этой среды: "здесь могут и на х… послать". Отец Андрей Дудченко, однако, полагает, что грубияны благому делу не помеха — от них, мол, и оградиться можно (владелец журнала может ограничивать возможности комментирования своих записей).

Вливаясь в сетевое пространство, "жижисты"-священники волей-неволей приобщаются к здешним правилам, привычкам и даже жаргону. В своем дневнике одесский священник Александр Чумаков (оtiec) опубликовал отчет о праздновании Рождества. "А все-таки жжоте вы нипадецки:-)", — значится в одном из комментариев к его рассказу. В общем, изучило духовенство церковно-славянский язык — на очереди современные наречия.

Нравы аборигенов
Есть в блогосфере новички, есть и матерые обитатели. Один из них — киевлянин Юлий Чирков (его дневник — juliy — входит в пятерку самих популярных ЖЖ в Украине), 28-летний web-программист, увлекающийся журналистикой и музыкой. "Никогда не вру, детей пока не вырастил, дом не построил, но куст как-то в детстве посадил — на ул. Малиновского, 25", сообщает user info его ЖЖ. В квартире Юлия живут "мышь бизнес-класса" (так он называет свою шиншиллу) и такса. У нее, кстати, тоже есть ЖЖ (sabakka). Поскольку такса набирать текст не умеет, за нее это делает хозяин.

"Лайвджорнал" для Юлия Чиркова — самое оперативное СМИ, источник скандалов и большая площадка для экспериментов.

— ЖЖ однозначно интереснее газет и новостных порталов: свои дневники журналисты и участники событий ведут, не опасаясь цензуры, а потому не стесняются вытаскивать на поверхность грязное белье, — отмечает он. — Скандалы, регулярно сотрясающие ЖЖ-пространство, отличаются от газетных. Их жертвам может достаться от любого. Чем активнее жертва огрызается, тем охотнее ее будут клевать.

Подавляющее большинство участников русскоязычного "Живого Журнала" признают: здесь нетерпимость к оппонентам и резкость высказываний проявляются куда ярче, чем в "западном" секторе ЖЖ, один из главных признаков которого — опять же по свидетельствам "френдов" — сдержанность и толерантность.

Денежный вопрос
— ЖЖ разросся и изменился, стал более массовым и разнообразным, что сделало его привлекательным, с точки зрения виртуальных коммуникаций, — говорит старший копирайтер рекламного агентства TMA Draft Ukraine Андрей Тымчишин-Валевский (в ЖЖ — mcstrick). Многие компании, по его словам, сегодня готовятся к запуску корпоративных блогов. Это один из примеров нестандартной PR-поддержки бренда или торговой марки в Интернете. Неслучайно свое сообщество в ЖЖ создал один из российских производителей водки. А в Украине, например, свой блог ведет "Приватбанк". Но выше всех коммерчесий вес ЖЖ оценила компания "СУП", созданная российским миллиардером Александром Мамутом. В прошлом году она выкупила кириллический сектор livejournal.com. за $20 млн. Это обстоятельство внесло раскол в ряды "жижистов". Одни категорически против коммерциализации ЖЖ, а другие допускают, что обещание "СУПа" построить дополнительную сервисную инфраструктуру для ЖЖ и предоставлять ее в пользование тем блоггерам, которые взамен позволят использовать их дневники в качестве рекламных площадей, – не пустой звук.