Сохрани "Молодость" — легендарный кинофестиваль начнется уже 25 октября, несмотря на блэкаут

Уже завтра начнется легендарный кинофестиваль "Молодость", который в этом году празднует юбилей — 55 лет. Это единственный кинофестиваль в Украине, который является аккредитованным FIAPF (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров) с 1993 года, а также относится к перечню 26 специализированных международных конкурсных фестивалей. В этом году на фестивале будут представлены 158 фильмов из 59 стран.

Фокус поговорил с генеральным директором "Молодости" — Андреем Яковлевичем Халпахчи — о вызовах, которые стоят перед организаторами, об украинском кино и о том, что интересно посмотреть.

- Я понимаю, что во время войны, во время обстрелов, после того, что у нас снова будет блэкаут, каким образом и как происходит подготовка к фестивалю и как вы вообще решились это делать?

В 22 году, когда началось полномасштабное вторжение, был для нас большой вопрос делать или не делать и вообще нужно ли это. Но вы знаете, тот опыт многовековой, когда ты представляешь какой-то фильм на фестивале и видишь глаза зрителей, для которых это может быть сегодня даже какая-то терапия. И немного переключиться от тех новостей, ужасных новостей, от той сложной ситуации, в которой мы все живем и работаем.

Я очень не люблю, когда говорят "мы есть тот второй фронт". Ну все же фронт единый и сравнивать нашу работу с работой наших военных, особенно тех, кто находится на передовой, или те, которые, например, у нас есть фильм "Тихая земля" о разминировщиках, которые не на линии фронта, но которые тоже работают в опасных условиях и погибают. И есть из них травмированные, и все, которые занимаются разминированием территорий. То есть, наша работа, безусловно, она другая, она спокойнее, она не столь опасна, но мы понимаем, что это нужно сегодня обществу. Нужно.

Мы, правда, написали даже в наших приглашениях на открытие одежду полуформальную. То есть, мы не хотим делать фейерверки, мы не хотим делать какой-то парад звезд "Красной дорожки" и все остальное, потому что это действительно не ко времени. Но рабочая атмосфера для самих кинематографистов, которые участвуют — посоревноваться с международным контентом, для наших зрителей, которые прерваться и все же прийти на определенные события и посмотреть какие-то интересные фильмы, является важным. Было очень трудно это сделать в 2022 году — мы тогда сделали такой гибридный фестиваль, часть международного жюри присоединились онлайн, но с 2023 года мы делаем фестиваль офлайн, то есть и гости, и жюри присутствуют здесь.

Уже сегодня мы знаем, что у нас будет по крайней мере 30 международных гостей, которые решились приехать и все члены международного жюри в полном составе должны присутствовать на фестивале. И условия, безусловно, очень тяжелые и невозможно предсказать, что будет завтра, будут ли прерваны сеансы в связи с тревогой, или какие-то сеансы могут быть отменены, что для нас, безусловно, является большой проблемой, как мы решим вопрос с электричеством, ну, безусловно, надо иметь резервный генератор в кинотеатрах, а у нас две площадки — кинотеатр "Жовтень" и Дом кино, — поэтому мы все работаем в тяжелом режиме.

Кроме того, мы не являемся государственным учреждением и не признаны как критически необходимое предприятие, в отличие, например, от цирка, и поэтому два представителя нашего программного отдела, а нас всего четверо, мобилизованы, они немного могли нам помогать, но, безусловно, это не та работа офисная, которую можно было делать.

Поэтому кое-что у нас делается в последний момент, немного поздно появилась подтвержденная программа, но я надеюсь, что это понятно для наших сторонников. Безусловно, очень тяжелая ситуация с бюджетом, мы объявили краудфандинг, и если кто-то присоединится даже на 100 гривен — это тоже поддержка для фестиваля, потому что государственное финансирование было сокращено, значительно меньше денег, чем в прошлом году, и очень трудно было организовать.

- Помогает ли город, государство в организации и финансировании фестиваля?

Это еще одна очень существенная проблема, о которой я могу сказать. Вот вчера я прочитал, что Львов вышел в финал соревнования культурной столицы Европы, но проиграл Черногорскому городку, проиграл в финале. А помню, как лет 10 назад Киев подавался на культурную столицу. И вы знаете, каких критериев не придерживаются наши города отсутствующих стационарных кинотеатров? У нас очень тяжелая ситуация в Киеве, когда за прошедшие годы мы остались таких кинотеатров, как кинотеатр "Киев", "Украина", "Кинопанорама", "Киевская Русь", ну просто кроме кинотеатра "Жовтня" нет отдельного кинотеатра в городе. Это трагедия, потому что эти кинотеатры, которые появились в торговых центрах, они не пригодны для фестивальной функции. И мы очень ограничены такими площадками.

И это проблема, о которой надо говорить. Когда мне отвечают в городе, что "да, сейчас кинотеатр "Киев" восстановить не время, после войны мы сделаем", то извините, а почему можно делать какой-то непонятный ремонт на Бессарабском рынке, потому что видимо там будут расположены какие-то люксовые магазины, а кинотеатр не время.

И такие моменты, и вообще, вы знаете, мы единственный кинофестиваль международного мира, который называется Киевский международный кинофестиваль, не получаем поддержки города. Это нонсенс для Канн, для Рима, для Берлина, чтобы город не поддерживал фестиваль. В прошлом году, когда мы обращались, мне сказали, что "нам запретили финансировать массовые мероприятия". Извините. Если местные власти не понимают, что кинофестиваль это структура культурной дипломатии, а не массовых мероприятий, то, ну, извините. Нам не о чем говорить, потому что все же, к счастью, город поддерживает муниципальные театры и показы спектаклей, что не является, безусловно, массовым мероприятием.

Почему же просмотр фильмов в рамках международного фестиваля трактуется как массовые мероприятия? Это же не концерт на Майдане. Поэтому вот такая болезненная тема для нас — отсутствие поддержки городом кинофестиваля. Потому что всегда в мире, я об этом неоднократно говорил, финансирование фестивалей состоит из трех частей. Это государственное финансирование, местное финансирование и спонсоры. Треть, треть и треть. У нас в основном ложится нагрузка на спонсоров, которым сегодня, вы знаете, бизнесу тоже нелегко.

И они очень много поддерживают и армию, и экономику, безусловно, поэтому на культуру остается очень мало. Я знаю, что наконец-то разрабатывается и принимается закон о меценатстве, и я надеюсь, что это облегчит возможность работать культуре с бизнесом. Ну, вот не буду очерчивать все проблемы, их много, много проблем с людьми, потому что много людей, которые приобщались к нам на фестивале — как расселить гостей, как аккредитовать — много позиций, которые являются временными, которые заполняются нашими дополнительными сотрудниками во время фестиваля.

И многие из этих людей уехали, многие из тех постоянных, которые с нами работали, они сегодня не могут присоединиться к нам, а новых людей надо обучать. И это тоже проблема. Проблема с людьми, проблема с кадрами, она очевидна для всех, кто работает во время войны.

Поэтому ничего нового для наших читателей мы не скажем, потому что это проблема для очень многих структур. Я как-то разговаривал с туристическим агентством, где тоже часть людей мобилизована, их надо поддерживать финансово, так или иначе, и сокращается человеческий ресурс, который работает. Поэтому я думаю, что эта проблема многих наших коллег не только из сферы культуры.

Это наши условия работы во время войны. Но именно поэтому я считаю, что очень важно, что фестиваль происходит, что он является постоянным, потому что мы единственный фестиваль международный в Украине, который официально зарегистрирован в мировой ассоциации кинопродюсеров. И для них это тоже очень важно, потому что это звено связи киносообщества с Украиной для мировой ассоциации кинопродюсеров.

- Фестивалю уже 54 года. Можете ли вы назвать скандальные фильмы, которые были за это время выпущены и которые запомнились и о них говорили?

Таких моментов было много, потому что с этой огромной программой, которую можно делать на нашем фестивале, всегда были какие-то вещи.

Можно вспомнить период 90-х годов, когда было абсолютно украинское "малокартиння" и мы были вынуждены показывать что-то украинское. И к сожалению, бывали случаи, когда эти украинские фильмы не равнялись международному уровню других фильмов нашей международной программы. Например, трудно об этом говорить, потому что это выдающийся режиссер Николай Мащенко и мы открывали как-то фестиваль во Дворце Украины его фильмом "Богдан Хмельницкий".

И, к сожалению, это была не лучшая его работа, и была очень такая негативная реакция публики. И это нас научило, что все же надо объяснять нашим коллегам, которые давят "покажите этот украинский фильм на фестивале". И мы понимаем, что когда ты показываешь такую картину на фоне сильной международной программы, это такая "медвежья услуга", которую мы делаем украинскому кино.

К счастью, ситуация изменилась, и сегодня мы имеем очень мощные украинские фильмы, которые очень хорошо вписываются в международную программу. И я всегда очень радуюсь, когда украинский фильм получает именно награду в международном конкурсе. Как, например, это было в прошлом году, когда картина "Медовый месяц" получила гран-при. "Памфир" у нас несколько лет назад получал гран-при. И это всегда очень приятно, потому что какой бы ни был международный кинофестиваль, всегда он является зеркалом нашей отечественной продукции, которую мы демонстрируем в рамках международного конкурса. Разные были случаи.

Был случай когда-то с французской картиной. Это было совсем в начале 90-х годов, когда мы на открытии хотели показать фильм, один французский фильм, который вызвал такую реакцию во французском посольстве. Они просили снять его с программы, и это вызвало большой скандал во Франции, потому что картина получила награду "Сизар", это французский "Оскар", она прошла по многим международным фестивалям, и это был такой скандал во французской прессе, что французское посольство запретило фильм для показа в Украине. Ну, запрета не было, но было такое давление, что это негативно представит Францию. Бывают такие моменты из разных стран, когда эти картины критикуют свое общество и иногда официальные лица не понимают, что это является достижением отечественного кинематографа любой страны.

- А наоборот, фильмы, которые были представлены, скажем так, во всей красе и больше запомнились как такие грандиозные картины?

Вы знаете, что "Молодость" — это кинофестиваль дебютов и, безусловно, конкурс, по крайней мере, из дебютных картин, потому что за конкурсные картины у нас есть и программа "Фестиваль фестивалей". В этом году будет демонстрироваться фильм золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля "Обычный случай" иранского режиссера Джафара Банаги, диссидента, который когда-то в свое время был у нас членом жюри. Он какое-то время находился и в тюрьме в Иране. Сейчас, к счастью, имеет уже возможность снимать кино, и эта картина очень хорошо прозвучала.

Но если возвращаться именно к международному конкурсу, мы можем гордиться, что очень много имен, не только отечественных (отечественных, безусловно, тоже), получали награды на нашем фестивале, и эти имена сегодня уже являются классикой мирового кино. Ну, например, еще как студент принимал участие в нашем конкурсе Франсуа Озон. Мы демонстрировали его короткометражную картину, и это сегодня один из самых опытных и признанных французских режиссеров.

Очень много Том Тиквер дебютировал своей полнометражной картиной, немецкий режиссер, фильмы которого потом демонстрировались на очень многих фестивалях. То есть, безусловно, фестиваль открывал много имен, в том числе и отечественных.

В этом году мы награждаем за развитие украинского искусства Сергея Маслобойщикова, и мне очень приятно вспоминать, что еще в конце 80-х годов он начинал на кинофестивале "Молодость". Сегодня это уже мэтр украинского кино. Время течет очень быстро, и иногда, как для меня, человек, который работал на этом фестивале более 35 лет, думает, "это же был наш студент, это был наш режиссер, который только начинал свой путь", а сегодня это имена, которые украшают украинский кинематограф. Я не буду перечислять всех, но можно гордиться, что первые свои ступеньки на кинохудожественном Олимпе делали и Сергей Буковский, и Олесь Санин, и Александр Роднянский, и очень много имен, которыми сегодня мы можем гордиться. Поэтому надеемся, что эта молодость откроет новые будущие звезды.

- Скажите, пожалуйста, а вообще, если говорить, например, об Оскароносных фильмах, один Оскар Украина уже получила, а вообще у украинского кино есть шансы попасть в номинации и получить награду?

Опять же, имея опыт не только организации нашего кинофестиваля, но я был привлечен и к организации первого Каннского павильона, первого Берлинского стенда с коллегами, и вы знаете, тогда был такой момент, что мы мечтали, чтобы какой-то украинский фильм попал в основную программу таких престижных фестивалей как Каны, Берлин и Венеция.

И когда там появлялся короткометражный фильм, а потом, тоже это было еще в конце 80-х годов, или 90-х начала, я могу там в датах немного перепутать, но в давние времена, когда фильм "Трамвай №9" Коваля, анимационный фильм, получил серебряного медведя на Берлинском фестивале, это было для нас огромное счастье. А сегодня украинские фильмы просто всегда присутствуют на всех крупнейших фестивалях, не только Каны, Венеция, Берлин, Карловы Вары, Локарно, Торонто. Сегодня уже палитра мирового кино невозможна без украинских фильмов.

И это большое достижение, как творческое, так и организационное, потому что для того, чтобы попасть на престижные фестивали, надо иметь уже институцию, которая может продвигать эти фильмы. Это большая работа. Сегодня украинские фильмы демонстрируются не только на фестивалях, но и в прокате большинства стран.

Вот во время Одесского фестиваля один член жюри отметил, что вот во Франции, в Париже выходят на экраны на этой неделе два украинских фильма. И это очень важно. Потому что что такое фестиваль? Фестиваль — это то звено между производителем и зрителем. Это как ступенька. И результат важен, когда фильм попадает в нормальный прокат в кинотеатры. И именно фестивали делают это продвижение для фильмов, которые они демонстрируют для того, чтобы они попали потом и в широкий прокат.

- Чтобы вы могли еще добавить об украинском кино?

Рассказывать можно очень много, потому что уже более 35 лет ответственной работы на фестивале. В первую очередь, хочу поблагодарить нашу команду, которая за копейки работает над этим фестивалем и действительно живет этим фестивалем. Поблагодарить тот бизнес, который к нам присоединяется. Особенно те компании, которые работают с нами более 25 лет, и, несмотря на все условия, находят ресурсы нас поддержать. Хочу, безусловно, поблагодарить Государственное агентство по вопросам кинематографии, его нового руководителя Андрея Осипова, который просто делает перезагрузку. И, кстати, если прочитают и наше сообщество, и наши журналисты, мы 29-го числа устраиваем индустриальную панель "Госкино-перезагрузка", и с удовольствием приглашаем всех оппонентов, которые все эти годы критиковали Госкино, принять участие, поговорить вместе — что сегодня нужно от государственной институции, чтобы она не была... вот иногда в наших государственных институтах, особенно в культуре, они понимают, что они должны управлять культурой. И это большая ошибка. Потому что эти государственные институты должны не управлять, а помогать кинопроцессу или в других отраслях культуры, помогать работать культурным организациям, организациям культуры и, особенно, в кино. Ну вот, пожалуй, и все.

- У нас вообще есть шанс на развитие, чтобы наши фильмы показывали за рубежом? Чтобы наши фильмы, кроме того, что уже есть на фестивалях за рубежом, как мы об этом уже говорили, были в широком доступе для широкого зрителя?

Ну, ограниченность, кстати, нашего кинорепертуара иностранных фильмов, она тоже очень существенная. Поэтому, именно на фестивале иногда можно увидеть фильмы, известные фильмы, которые получают награды, но они не попадут в прокат. Я с завистью всегда смотрю, например, даже в Варшаве, когда приезжаешь и смотришь репертуар кинотеатров, и ты понимаешь, о, есть один фильм из Сингапура, есть один фильм из Малайзии, есть, безусловно, каннская пальмовая ветвь, есть другие награды.

То есть, те фильмы, которые не являются массовыми. Все же, наш экран в основном заполнен массовыми фильмами. Когда в последний раз можно было посмотреть в прокате венгерский фильм, или фильм из Чехии, а эти фильмы присутствуют в репертуаре большинства европейских стран.

Это тоже проблема развития нашей отечественной дистрибуции, чтобы она была более разнообразной и могла удовлетворять разные вкусы. Что касается украинских фильмов за рубежом, я об этом уже сказал, что вот во Франции выходили два фильма. Все же, наш конец действует безусловно.

И в ближайшие, и не знаю, через сколько лет, не будет тягаться с Голливудом. И даже с Францией. Это другие системы, другие бюджеты, другие традиции. Но очень много сделано в Украине. И то, о чем мы тоже мечтали, когда мы в начале 2000-х приглашали много иностранных сейлсов, чтобы они посмотрели украинские фильмы и, может, что-то для себя покупали. И тогда были уже единичные случаи.

Но дальше, уже сегодня эта система развивается. Посмотрите, даже сегодня организовать какую-то неделю украинского кино за рубежом, уже сталкиваешься с проблемой. Вот, например, фильм "Горностай", который демонстрировался в Берлине, он имеет иностранного дистрибьютора, иностранного сейлса.

И если вы хотите в Германии показать на неделе украинского кино, уже иностранный сейлс просит у вас 500 евро за право показа. Это тоже уже другая сторона медали, другая проблема, которая возникает. Но, в основном, сегодня все наши фильмы, ну, большинство фильмов, не все, безусловно, они имеют иностранного сейлса-дистрибьютора. Ну, например, я вот помню, два года назад я прихожу на Каннском рынке к компании, итальянской компании "Винерба", с которой мы много работаем, и вижу огромный постер фильма Леся Санина "Довбуш". И я спрашиваю, "а вы являетесь правообладателем для Европы, других стран этого фильма?". "Да", — они говорят, "и мы очень довольны, этот фильм очень хорошо продается". Очень успешно, насколько я знаю, тоже за рубежом прошла картина анимационная фильм "Мавка", огромный успех она имела.

Ну, разумеется, есть фильмы такие, как, например, документальные фильмы, или такой фильм, даже как "Памфир", который является более нишевым, и они демонстрируются в отдельных небольших кинотеатрах, но демонстрировались в замечательном кинотеатре "Бальзак" на Елисейских полях в Париже. Но это меньшая, безусловно, опция, это отдельные показы фильмов. Но вот такие фильмы, как "Довбуш" и "Мавка" — они прошли достаточно широким прокатом.

Уже завтра в Доме Кино состоится торжественное открытие 54го Международного кинофестиваля "Молодость". Программа кинофестиваля по ссылке.