Новые правила для аптек в прифронтовых зонах: улучшило ли ситуацию с обеспечением лекарствами постановление №895
Часть аптек не может воспользоваться упрощениями, сталкивается с препятствиями при возобновлении работы, а местные власти или контролирующие органы нередко трактуют постановление неоднозначно.
19 сентября 2025 года вступили в силу изменения в Лицензионные условия осуществления деятельности в фармацевтической сфере, утвержденные постановлением Кабинета Министров №895 от 14 июля 2025 года. На него возлагались большие надежды по улучшению условий жизни жителей прифронтовых территорий, где не было аптек или они пострадали от обстрелов. Но оправдались ли эти надежды?
Редакция "Фармацевт практик" обратилась за комментарием к народному депутату Юрию Заславскому, члену Комитета по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования и подкомитета по вопросам фармации и фармацевтической деятельности.
Юрий Заславский: Правила, которые призваны упростить работу аптек на прифронтовых территориях должным образом не заработали. Необходимо вмешательство профильных органов, чтобы исправить ситуацию.
В частности, речь идет о том, что 19 сентября вступило в силу Постановление Кабинета Министров №895, которое существенно упрощает лицензионные условия для аптечных учреждений на территориях, где ведутся или велись боевые действия, а также во временно оккупированных общинах. Это очень важное решение, которое позволяет аптекам продолжать работу даже в случае повреждения помещений, при условии, что сохранены основные средства для хранения лекарств и отсутствует доступ посторонних лиц.
Для территорий, где боевые действия завершены и определена дата их прекращения, Постановление также дает право работать в упрощенном режиме, но предусматривает дополнительные обязанности — уведомление органов досудебного расследования и восстановление материально-технической базы в течение трех месяцев.
Однако, несмотря на принятое решение, я получаю многочисленные сообщения от прифронтовых и сельских громад, а также обращения профессионального сообщества. Они прямо указывают: на практике действие Постановления №895 в ряде регионов не выполняется должным образом.
Часть аптек не может воспользоваться упрощениями, сталкивается с препятствиями при возобновлении работы, а местные власти или контролирующие органы нередко трактуют постановление неоднозначно. В результате — задержки с открытием аптек, перебои в обеспечении лекарствами пациентов с хроническими заболеваниями, пожилых людей и других уязвимых категорий.
Фактически это создает риски нарушения конституционного права граждан на медицинскую помощь, гарантированного статьей 49 Конституции Украины.
Поэтому считаю необходимым:
- немедленно наладить межведомственную координацию по практическому применению Постановления №895 в прифронтовых и сельских общинах;
- инициировать официальные согласованные разъяснения от Минздрава, Гослекслужбы, НСЗУ и областных военных администраций по применению упрощенных кадровых требований и режимов работы аптек;
- провести координационное совещание с участием центральных органов власти, представителей прифронтовых общин и профессиональных объединений, чтобы выработать одинаковый для всех регионов алгоритм действий;
- создать механизм оперативного реагирования на случаи, когда применение Постановления блокируется или затягивается на местах.
Я обращаюсь ко всем профильным органам и ответственным лицам с просьбой безотлагательно вмешаться и обеспечить реальное выполнение Постановления №895. Это решение призвано не усложнять работу аптечных учреждений, а, наоборот, помочь им работать там, где это необходимо.
Речь идет не просто о нормативных процедурах. Речь идет об устойчивости прифронтовых громад, о доступе людей к жизненно важным лекарствам и об уменьшении гуманитарных рисков для населения в условиях войны.
И наша задача — сделать так, чтобы ни одна аптека на прифронтовой территории не была оставлена наедине с проблемами.