Судебный контроль вызывает сомнения: правозащитники критикуют содержание Богуслаева под стражей

После заседания Соломенского районного суда города Киева 16 декабря 2025 года о продлении срока действия меры пресечения для Вячеслава Богуслаева мониторинговая миссия IAC ISHR пришла к выводу, что в этом случае национальный суд в полном объеме и должным образом не оценил все релевантные обстоятельства дела и доводы стороны защиты в свете стандартов Европейской конвенции по правам человека, пишет Telegraf.

Также ходатайство и результат рассмотрения дела вызвал вопросы и у адвоката подсудимого. Ростислав Кравец назвал заседание "фарсом".

"Сегодня прокурор поразил новыми аргументами, что если Вячеславу Богуслаеву установить домашний арест, то это вызовет общественный резонанс, поэтому его надо держать под стражей, фактически до смерти.

Напомню, что ни одного доказательства в материалах дела нет, имущество все отобрано, 87-летний инвалид первой группы четвертый год в СИЗО где температура в камере сейчас 10-13 °С", — написал он.

Что решил суд

После доводов сторон было принято решение удовлетворить ходатайство прокурора, продлить срок действия меры пресечения в виде содержания под стражей, уменьшить размер залога до 696 400 000 гривен, а в удовлетворении ходатайства стороны защиты отказать.

Оценка мониторинговой миссии

Отмечается, что такое решение суда о формальном уменьшении размера залога может свидетельствовать о частичном учете отдельных доводов стороны защиты, однако под сомнением реальная доступность такого залога для обвиняемого и его соразмерности с заявленной процессуальной целью.

Также остается открытым вопрос, на основании каких именно критериев суд пришел к выводу о необходимости уменьшения залога именно до определенного размера, а также была ли должным образом оценена его фактическая умеренность, учитывая возраст, состояние здоровья и имущественное положение обвиняемого.

Поэтому IAC ISHR подвергает сомнению, имела ли мера пресечения в виде залога реальный альтернативный характер и действительно ли национальный суд рассмотрел возможность применения менее строгой меры в соответствии с принципами необходимости и пропорциональности.

".. Был ли достигнут справедливый баланс между интересами уголовного производства и обязанностью государства обеспечить пропорциональное, необходимое и гуманное вмешательство в права человека в соответствии с требованиями статей 3 и 5 Европейской конвенции по правам человека", — говорится в сообщении.

Отмечает, что беспокойство вызывают случаи допроса и вызова свидетелей, а также то, что свидетели стороны обвинения не являлись в суд без уважительных причин. Как следствие сторона обвинения использует такие ситуации для дальнейшего содержания обвиняемого под стражей.

В то же время отмечается, что такое поведение, учитывая возраст и состояние здоровья обвиняемого (87-летний пенсионер с инвалидностью первой группы), создает особенно серьезные риски с точки зрения соблюдения статьи 3 Европейской конвенции по правам человека.

IAC ISHR отмечает, что обоснование дальнейшего лишения свободы ссылкой на недопрос свидетелей, которые фактически не владеют релевантной информацией или систематически не являются в суд, не может считаться совместимым с положительными обязательствами государства по защите жизни, здоровья и человеческого достоинства лица, находящегося под стражей.

Также в этом контексте бросается в глаза то, что следующее заседание назначено на 9 февраля 2026 года — перерыв почти в два месяца.

"С учетом того, что в течение этого периода обвиняемый будет оставаться под стражей, а состояние его здоровья является стабильно тяжелым, такая длительная пауза в рассмотрении дела объективно влияет не только на общие сроки производства, но и непосредственно на эффективность судебного контроля за применением меры пресечения. Фактически, следующее судебное заседание снова неизбежно будет связано прежде всего с вопросом продления содержания под стражей, что в сочетании с длительными интервалами между заседаниями усиливает нагрузку на физическое и психическое состояние обвиняемого", — добавляют наблюдатели.