На обочине
С начала августа в столице, где тесными стали не только улицы, но и тротуары, начали действовать новые тарифы на парковку авто. Прежде чем поднять цены, власти уличили обманщиков и завели монополию
— Командир! Ну, я это… на пять минут. О"кей? — Из "лексуса", выпрыгивает представительного вида человек средних лет. Парковщик согласно кивает. И действительно, через пять минут получает бумажку с изображением Ярослава Мудрого.
— Сколько с меня? — Интересуется направляющийся к своему автомобилю другой господин.
"Командир" задумчиво чешет под бейсболкой и говорит, что хватит пятерки. "С 1 августа парковка — 7 грн. в час", написано в объявлении. За десять минут на платной стоянке автомобилей в центре города в казну не ушло ни копейки.
Придорожный обман
В 2003 г. в Киеве, чтобы упорядочить работу парковок, создали десять (по количеству районов) райпарксервисов. Тариф был единым: 1 гривна. Как утверждают нынешние власти столицы, поступления в городской бюджет оказались ничтожными.
— Год назад пришла новая команда, и мы решили разобраться с этим вопросом, — говорит заместитель главы Киевской госадминистрации Ирэна Кильчицкая. — Город разделили на три зоны: центральную, среднюю и дальнюю, а с августа 2006 г. установили тарифы 10, 6 и 3 гривны соответственно. Это не помогло.
"Парковочных" рассчитывали получать по 10 млн. грн. в месяц. До городского бюджета доходило только 600-700 тыс. Специальная комиссия, по словам вице-мэра, обнаружила безбожный обман:
— Например, заявлено 40 машиномест на стоянке. А реально их — 120. Говорят, пятнадцать, а на самом деле — все тридцать. Кроме того, у многих стоянок не были оформлены договоры аренды. У полупьяных парковщиков отсутствовали и документы на аренду, и кассовые аппараты.
В хищении денег г-жа Кильчицкая, беседуя с Фокусом, прямо обвинила районные власти:
— У них там целая пирамида была выстроена: деньги за парковку шли по цепочке парковщики-бригадиры-депутаты райсоветов. А до нас доходили копейки.
За доказательство неэффективности (по крайней мере, для города) районных коммунальных парковок власти Киева взялись в феврале. На железнодорожном вокзале и в районе Бессарабки ввели видеонаблюдение: оказалось, что число машин по сравнению с действительным занижено в пять раз.
Районные предприятия упразднили; вместо них появился единый оператор — коммунальное предприятие "Киевтранспарксервис": решение о том, что оно — монополист в области парковок, приняли на сессии горсовета в июне.
Простые числа
"Киевтранспарксервис" был полностью готов к работе с 1 августа (ремонт в офисе, правда, идет до сих пор), когда в силу вступили новые тарифы на парковку легкового автотранспорта. Цены варьируются в зависимости от зон, на которые власти снова поделили столицу. В первой зоне (центр города) тариф составляет 7 грн. в час. Во второй и третьей — 5 и 3 грн.
Городские власти решили четко определить, какую прибыль должна приносить автостоянка, и затеяли новую инвентаризацию. Сейчас новые тарифы действуют только в двух районах Киева — там, где инвентаризация уже прошла; а там, где она еще не закончена, паркуются бесплатно. К первой декаде сентября новыми тарифами будет охвачен весь город.
Почему новые тарифы составляют именно 3, 5, и 7 грн, а не, скажем, 4, 6 и 8, Ирэна Кильчицкая объяснить затруднилась. Правда, она отметила, что "над тарифами работали специалисты", что "в них есть инвестиционная составляющая" (деньги пойдут на благоустройство уже существующих стоянок и строительство новых паркингов) и что "тарифы согласованы с Антимонопольным комитетом". Кстати, обсуждение и принятие новых тарифов состоится 22 августа на сессии горсовета — для галочки, как сказала Ирэна Кильчицкая, не сомневающаяся в том, что цифры утвердят. Надо отметить, что в Антимонопольном комитете (АМК) не знают, что новые тарифы с ними согласованы.
— По состоянию на 3 августа у нас отсутствует официальная информация о создании "Киевтранспарксервиса" и установлении новых тарифов на парковку, — отметила глава киевского городского отделения АМК Елена Чернелевская. По ее словам, как только до них дойдет указанная информация, будет проведена проверка правомочности создания предприятия-монополиста.
Что интересно — в прошлом году киевское отделение АМК проверяло деятельность районных парковок, и из-за того, что там не смогли внятно обосновать тарифы, оштрафовало их на 123-500 грн. за злоупотребление монопольным положением.
Ахтунг, эвакуация!
По мнению главного архитектора градостроительных проектов Инс-титута генерального плана Киева Максима Третьяка "инвестиционная составляющая" (в тарифе 7 грн., к примеру, она равна 1,82 грн.), включенная в расценки, проблеме парковок не поможет:
— Что три гривны, что семь, в городской бюджет будет поступать по 75 копеек. Этого хватит разве что раскрасить тротуары белыми полосами. Они, таким образом, превратятся в парковки.
Ирэна Кильчицкая ничего страшного здесь не видит:
— Это лучше, чем парковаться на проезжей части и создавать пробки.
Резонно предположить, что ограниченное количество парковок и повышение тарифов на них приведет к тому, что водители будут гораздо чаще парковаться в неположенных местах. Сейчас в распоряжении коммунального предприятия "Киевдорсервис" имеется 25 эвакуаторов, купленных в Сколе (Львовская область). Эти машины, созданные на базе среднего грузовика МАЗ-4370, стоят около 300 тыс. грн. Мэрия планирует в ближайшее время закупить еще 35 эвакуаторов. Как рассказал Фокусу замдиректора предприятия "Киевдорсервис" Николай Онищенко, в день с незаконных мест стоянок на две штрафные площадки вывозят 100-115 автомобилей. Стоимость эвакуации зависит от объема двигателя, срока эксплуатации машины и расстояния от места парковки до штрафплощадки.
— К примеру, эвакуация с Крещатика "жигулей" обойдется хозяину в 220 грн., а "лексуса" — в 1300 грн. Есть еще расценки на услуги штрафплощадки: 17 грн. — первый день, 10 грн. — каждый следующий. Но, как правило, до этого не доходит: хозяева на такси приезжают на площадку раньше эвакуатора, дольше 2-3 часов машина не задерживается, — сообщает Николай Онищенко. По его словам, эвакуируют автомобили выборочно и в первую очередь увозят машины, водители которых грубо нарушают правила парковки — стоят на повороте или на зебре.
Кстати, в киевском городском территориальном отделении Антимонопольного комитета считают тарифы на работы по принудительной эвакуации экономически необоснованными, сейчас рассматривается дело о нарушении антимонопольного законодательства со стороны КП "Киевдорсервис".
Максим Третьяк говорит, что сейчас столица располагает 450 тыс. парковочных мест и 80% из них находятся в спальных районах. Что, естественно, никак не облегчает жизнь водителей, желающих днем приехать в центр Киева.
— Сейчас нужно еще 300 тысяч — считает архитектор. — Надо строить подземные паркинги. Ко мне приходили инвесторы из Германии, Польши, которые хотели вкладывать в это деньги, советовались. Но как только дело доходило до решения проблем с городской администрацией, инвесторы исчезали. Были даже москвичи, которых, вроде, уже ничем не испугать. Что вы думаете? Исчезли.
Напоследок архитектор поделился секретом. Оказывается, вместо торгового центра "Метроград" под землей должны были находиться автомобильный тоннель и места для парковок. А появились магазины: это выгоднее.