Гуляй по-домашнему. Как украинцы собираются праздновать Новый год

Украинцы планируют отметить новогодние праздники не слишком затратно, но очень душевно

Related video

Компании, чья деятельность связана с индустрией отдыха, декабрь 2008 года вспоминают с дрожью – прыгающий курс доллара, полная неизвестность. И хотя по многим параметрам нынешняя ситуация не лучше, настроения царят куда более спокойные.

Сегодня отдыхают семьями

– Если до кризиса клиенты чаще хотели активного отдыха, то сейчас желают спокойствия и тишины, чтобы была природа, чтобы можно было купаться. После гриппозной паники возрос спрос на морские направления – погреться на морском солнце всегда считалось полезным. Чаще интересуются SPA-курортами, – рассказывает директор турагентства "Зималетта" Елена Токарева.

По ее словам, несмотря ни на что, на Доминикану под Новый год уже не осталось билетов. А в Египет пока хватает. Многие из тех, кто планирует путешествие в этом направлении, ждут горящих путевок и потому оттягивают заказ тура до последнего.

Не рвутся украинские туристы в Египет и Турцию также из-за того, что эти направления повысили цену в среднем на $500. Зато Европу жалуют – особенно Чехию и Венгрию. Ведь чем дальше на Запад, тем прохладнее относятся к славянской любви к масштабным торжествам, в Праге же и Будапеште с ней уже смирились. Кроме того, цены на эти направления в евро не повышались.

Привлекает Западная Европа и специальными акциями – например, проживанием в 5-звездочной гостинице по цене 3-звездочной. Номер, который обычно в сутки стоит 240 евро, "отдают" за 320 евро на три ночи. Как рассказывает заместитель директора агентства "Феерия" Елена Енько, туры в одну европейскую страну сейчас заказывают редко – намного выгоднее брать поездку сразу по нескольким странам.

Популярнее обычного в этом году стал семейный туризм. Туристы объединяются семьями и снимают коттеджи на горнолыжных курортах. Несмотря на карантин, несколько групп уже сформировалось для поездки в Карпаты. С удовольствием берут путевки в авторитетные крупные отели и в Прикарпатье.

Киевская семья Костюк эту тенденцию подтверждает наглядно. Новый год собираются праздновать все вместе – родители и две взрослые дочери со своими семьями. Не отмечали так уже лет пять. За границу решили не ехать – сложно организовать поездку такой большой компании, поэтому выбрали трехдневный мини-тур по Украине. Отправятся праздновать в Черниговскую область – там экскурсии, праздничный стол. Вроде бы и не дома, и ехать недалеко.

Все деньги – на еду

Генеральный директор и художественный руководитель ивент-агентства "Театр праздников" Олег Кий рассказывает, что если в докризисные годы заказывать новогодние мероприятия начинали уже в сентябре, и к концу ноября было до 15 подтвержденных заказов, то сейчас таких не больше 5. На коне сегодня оказались ивент-агентства, которые готовы организовывать праздники для клиентов за небольшие деньги, а также те, у кого есть свое оборудование, театральный инвентарь и пр.

Звезд шоу-бизнеса, по наблюдениям Олега, сейчас приглашают нечасто. Заказчики предпочитают либо программы с сюжетом, конкурсами, либо тематические пати – когда праздник имеет определенную тему, например, немое кино, Чарли Чаплин. Нынешние клиенты большую часть бюджета выделяют на обслуживание вне ресторана (кейтеринг), а на развлекательную программу стараются тратить по минимуму. Хотя и к меню стали куда менее требовательны. Если в прошлом году на ресторан в среднем тратили 100–150 долларов на человека, то сейчас – 300–400 грн. Кейтеринговые компании, которые работают напрямую с агентствами, предлагают праздник даже за 250 грн. с носа. При таких расценках ставится условие: еда будет подаваться, допустим, не все 6 часов вечеринки, а только 5: последний час дискотеки никто обычно ничего не ест – зачем зря деньги тратить.

Ивент-агентство "Империя праздника" специализируется на работе с крупными компаниями, которые закладывают в бюджеты праздников внушительные суммы. Однако в этом году даже такие клиенты на новогодней шоу-программе экономят: либо заказывают только музыкальное сопровождение (в почете джаз), либо делают акцент на сильном ведущем. Самыми топовыми в Украине считаются Дмитрий Чекалкин и Андрей Доманский. Услуги раскрученного тамады обойдутся в сумму от $1500 до $5000.

– В прошлом году было отменено много новогодних заказов. Остались в основном госучреждения или те, кто внес предоплату, – рассказывает руководитель ивент-направления Наталья Василевская. – Когда в октябре пошли звонки, мы облегченно вздохнули, но вскоре начался грипп, и снова все временно затихло. В этом году снова стали заказывать звезд, в том числе и российских. У нас уже есть резервы на "Чайф", "Несчастный случай", Валерия Сюткина. Из украинских исполнителей любят приглашать Билык, зовут "Никиту".

Александр Олещенко руководит небольшим коллективом (до 50 человек) и выделять космические бюджеты на празднества не может. Но поддержание корпоративного духа – дело святое, поэтому даже прошлый Новый год отмечали. Заказали кафе, расположенное рядом с офисом, принесли свою музыку. За $100 наняли на 3 часа тамаду Деда Мороза. Еще за $100 пригласили акробатов. В этом году об организации корпоративного Нового года еще не думали – не до этого было, только от карантина отошли. Но отмечать планируют обязательно.

Анна Устенко, для Фокуса