Смотреть до посинения. Как снимали Аватар
В прокат выходит одна из самых ожидаемых научно-фантастических лент года. Создатели "Аватара" обещают не только поражающие воображение спецэффекты и интересную историю, но и настоящую революцию в кинематографе
Фильм появится на мировых экранах 18 декабря, но со спецэффектами уже все понятно. Еще в августе этого года режиссер и сценарист картины Джеймс Кэмерон сделал 15-минутную нарезку из "Аватара" и показал ее фанам по всему миру. И по ней стало ясно: за два с половиной часа фильма зрителям вряд ли будет скучно. Фантазия автора создала целый мир, где продумана каждая мелочь. "Такое ощущение, что Джеймс буквально побывал там", – делится впечатлениями главный дизайнер "Аватара" Рик Картер, который из головы режиссера перенес все на экран.
Мечта режиссера
Перенос обошелся недешево: Кэмерону не удалось вписаться в первоначально выделенные $200 млн. – по разным оценкам, на свое детище он уже потратил $230–300 млн.
Эта сумма значительна даже для фильма, в котором 80% экранного времени занимают сцены с элементами дорогостоящей 3D-графики. Но Кэмерону пришлось ждать возможности несколько лет не только из-за финансовых трудностей. Замысел "Аватара" появился у него очень давно. "Многие идеи бродили в моей голове, еще когда я был подростком, – говорит режиссер. – Наброски, которые я в старших классах делал на последних страничках в тетрадках по математике, тоже в итоге попали в сценарий". Однако, когда после успеха "Титаника" любая студия была бы рада заполучить Кэмерона в качестве автора нового блокбастера, того не устраивали технические возможности. Зато теперь, после десятилетней паузы, режиссер и его команда уверены, что "Аватар" произведет революцию в киноиндустрии.
"В этом фильме собраны все мои жизненные достижения, – говорит Кэмерон. – Это самая сложная вещь, которую кто-либо когда-либо снимал". Режиссер не преувеличивает. Во-первых, у него на площадке работала стереокамера: два объектива снимали синхронно, чтобы максимально приблизить итоговую картинку к тому, как обычно видит человек. Во-вторых, актеры хоть и разыгрывали сцены на фоне пустых зеленых экранов, но куча датчиков, установленных по всей комнате, транслировали режиссеру на монитор всю 3D-графику в режиме реального времени. В других фильмах все спецэффекты дизайнеры дорисовывают уже после самих съемок.
И наконец, не только режиссер сразу видел, как будет выглядеть на экране придуманный им мир. Актеры работали с прикрепленными к головам приборами, которые позволяли им видеть вокруг себя 3D-мир и взаимодействовать с ним. "В этой штуке ты вновь становишься пятилетним ребенком. Мой племянник носится с ней на голове целый день, думает, что он робот, и верит всему, что в ней видит. Мне тоже нужно было просто поверить, что я нахожусь в том мире", – рассказывает о тонкостях съемочного процесса Сэм Уортингтон, сыгравший в "Аватаре" главную роль.
"Для актеров это чистая игра. Им не нужно думать о том, что необходимо попасть во все метки, или о том, как лягут тени", – объясняет Кэмерон. Именно из-за подобных производственных моментов фильмы с обилием компьютерной графики часто выглядят ненатурально. Теперь же, уверен режиссер, его лента откроет новую 3D-эру. В ней технологии будут служить вспомогательным инструментом для рассказа истории, а не ее заменой, как это нередко происходит сегодня.
Просто и со смыслом
Тем более что спецэффекты спецэффектами, а Кэмерон как никто умеет занимательно рассказывать истории. Когда в 1997 году на экраны выходил "Титаник", никто не верил в успех фильма с незамысловатым сюжетом для женской аудитории. В итоге картина про тонущий корабль взяла 11 "Оскаров" и почти $2 млрд. в мировом прокате. "Перед "Титаником" все ставили против нас, и нам надо было тяжело работать, чтобы доказать, что они неправы. Теперь же все на нашей стороне, но нам нужно работать еще усерднее, чтобы доказать, что они хотя бы частично правы", – говорит Кэмерон.
Результатом этой работы стала эпическая сага, которую особо остроумные кинокритики уже назвали смесью "Чужих" (к ним Кэмерон тоже приложил руку) и "Унесенных ветром". Однажды в далеком будущем земляне находят в космических закоулках планету Пандора. На ней имеется много ценных и дорогих ресурсов, а также местное население Нави – трехметровые существа с голубой кожей, длинными хвостами и узорами на лицах. Земляне засылают шпиона – морского пехотинца Джейка Салли (Уортингтон). ДНК парализованного военного пересаживают в аватар – искусственно выращенное тело Нави, и теперь он тоже трехметровый, синего цвета и снова может ходить.
Джейк должен разузнать, какое у туземцев есть оружие, чтобы затем земные войска могли очистить планету. Но у землянина случается любовь с одной из Нави, и он решает помочь своим новым друзьям победить земные пушки и вертолеты с помощью луков и прирученных драконов.
"Этот сюжет повторялся в истории Южной Америки, Африки, Индии, да чего угодно. Но дело в том, что заставить персонажей бегать с пулеметами по нашим джунглям уже не очень политкорректно. Зато это можно организовать на другой планете", – раскрывает глубинный смысл своего фильма Кэмерон.
Впрочем, возможно, получившееся вполне политкорректное кино о противостоянии дикой природы и человеческой техники смогут увидеть не все. Ходят слухи, что Кэмерон, хоть и говорит, что спецэффекты – не главное, может заставить продюсеров выпустить "Аватар" только в формате 3D. Тогда на премьеру попадет гораздо меньше зрителей. Зато в кинотеатрах IMAX лента в любом случае будет идти до марта 2010-го.
Юлия Куприна, Фокус