В свои ворота. Как заработать на ЕВРО-2012
Жители украинских городов, где состоится Евро-2012, уже размышляют, как заработать на приезжих болельщиках. Фокус оценил их шансы
Отправляясь на чемпионат мира по футболу в Германию, киевлянин Андрей Рингис с приятелем решили обойтись без услуг турфирмы и спланировали поездку самостоятельно. Жилье забронировали через интернет – нашли сайт с заявками семей, готовых принять постояльцев. Такой ночлег обходился всего в 15–30 евро с человека, дешевле любой гостиницы. "Сначала мы остановились у студентов, потом – у менеджера по работе с вип-клиентами из "БМВ". У него вся семья любит футбол, вместе с ними смотрели матчи", – вспоминает Андрей. Вопрос с транспортом тоже решили загодя: на специализированном сайте оставляют сообщения те, кто планирует междугороднюю поездку на машине и готов взять пассажиров. "Берут до 15 евро с человека. По сравнению с билетом на поезд это очень дешево", – говорит Андрей.
Украина – не Германия
Идеей заработать в 2012 г. на приезжих болельщиках сегодня одержимы многие украинцы и особенно прибыльным делом считают как раз интернет-сервисы. "Гостиничных мест в пять раз меньше, чем нужно! Иностранцу проще найти через интернет фирму, которая организует ему проживание, а не искать квартиру самостоятельно", – предлагает зарабатывать на посредничестве один из участников харьковского интернет-форума. Правда, тем, кто надеется развернуть бизнес в сети, следует начинать как можно раньше. Алексей Юзефов, партнер студии веб-дизайна Lemon, говорит, что его фирма уже получает заказы на сайты, связанные с Евро-2012: "Люди готовятся предлагать услуги – жилье, кафе, – которые требуют правильного анонсирования в интернете. При этом заказывают мультиязычные сайты, как правило, имеющие кроме русско-украинской немецкую и английскую версии. Но всплеск заказов мы ожидаем в 2010 году".
Не менее популярна идея обогатиться на перевозках. Для частного извоза грядет звездный час: тысячи футбольных болельщиков будут переезжать из города в город, следуя за своей командой. Впрочем, некоторые экономисты отмечают, что Украина – не Германия, и здесь желающие подхватить попутчика могут столкнуться с серьезными проблемами. "Транспортная ниша полностью занята. Таксисты, которые работают давно и официально, не пустят на свою территорию конкурентов", – считает глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. По данным источника Фокуса, во всех крупных городах страны объединения таксистов "стучат" на незарегистрированных коллег в контролирующие органы. Что касается налогового контроля за новоявленными бизнесменами, то, по мнению экспертов, во время Евро налоговики могут проводить оперативные мероприятия, но за несколько дней чемпионата ГНАУ вряд ли успеет определить, есть ли с чего собирать налоги.
"Оценивать ситуацию будут по текущей обстановке и по количеству новых людей в бизнесе, – говорит Леонид Рубаненко. – Часть новых предпринимателей будет регистрироваться официально, но, чтобы заработать на чемпионате, нужно в первую очередь найти того, кто поможет в это время спокойно трудиться. Проще говоря – найти крышу".
Имидж – все
Приезжие европейцы будут покупать сувениры, футболки, бейсболки и шарфы с символикой ЧЕ-2012, а значит, производство такой продукции гарантирует прибыль. Но далеко не всем желающим. "Львовский водочный завод хотел выпустить водку с тематикой Евро-2012, но запретили", – сообщила недавно журналистам Саломея Билонога, заместитель руководителя львовского департамента по подготовке к Евро-2012. По ее словам, УЕФА при посредничестве юридической компании уже определила все словосочетания и логотипы, которые нельзя использовать во время проведения чемпионата.
Первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко заверил Фокус, что никто не останется в обиде: все, кто изъявит желание выпускать продукцию с символикой Евро-2012, должны подать заявку в специальный отдел УЕФА, который выдает лицензии. Для фирм, выпускающих одинаковую продукцию, будет проведен тендер. "Пока никто из предпринимателей заявку не подавал, но уже могут начинать это делать. Безусловно, не будет никакого одного подрядчика, который бы монополизировал выпуск сувениров к Евро. Сколько раз проводились чемпионаты, все были довольны, все зарабатывали", – отметил г-н Стороженко. Правда, на вопрос о наказании за нелегальное использование символики Евро-2012 он отреагировал резко: "Удивительный у нас народ! Это вопрос, с которым сейчас ко мне все обращаются. Конечно, будут наказывать – штрафы, санкции. Символика – это интеллектуальная собственность, которая защищена законом. Не знаю, нарушался ли закон во время предыдущих чемпионатов, вряд ли кому-то за границей пришла бы в голову идея наладить домашнее подпольное производство сувениров к Евро. У нас такая идея, конечно, возникнуть может".
Между тем такая идея уже возникла, и не где-нибудь, а в украинском правительстве. Здесь думают о возможности создать свой – альтернативный – логотип, который можно было бы законно использовать во время чемпионата. Источник Фокуса в Министерстве культуры, которому поручено разработать такой знак, говорит, что чиновники отнеслись к идее собственного лого скептически: "Пока непонятно, как это сделать законно, чтобы нас не обвинили в плагиате. Поэтому в Минкульте еще ничего рисовать не начинали, да и регистрация эмблемы занимает полгода. Под Олимпиаду в Китае тоже создавались альтернативные логотипы, но они лишь намекали на спортивное мероприятие, не повторяя его эмблемы. С другой стороны, государству выгодно иметь свое лого под Евро, ведь тогда его можно будет использовать на любых выставках, за границей. Это имиджевая вещь".
Впрочем, даже если наладить легальное производство брендированной продукции, неизбежно возникнут сложности со сбытом. Продажа сувениров в популярных туристических местах тщательно контролируется, отмечает Леонид Рубаненко из Союза налоговых консультантов. "Как правило, рынки в метро и подземных переходах контролируют преступные группировки. И я сомневаюсь, что на время чемпионата в этих местах сможет появиться кто-то новый и хорошо заработать на сувенирной продукции", – считает он.
Загнать подороже
Желающих заработать на сдаче жилплощади, скорее всего, заставят делиться доходом. Например, в Киеве мэрия заявила, что планирует поселить часть болельщиков в частных квартирах. При этом предполагалось, что между собственниками жилья и арендаторами будут заключаться временные договоры, а значит, с квартплаты придется платить налог. Глава Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины Дмитрий Заруба уверен, что принести прибыль могут хостелы: "Сейчас в городах-миллионниках эта ниша фактически не занята, хостелов не хватает. Более того, после Евро-2012 хозяева хостелов смогут продолжать свой бизнес".
Тем не менее и в этой сфере конкуренция будет весьма острой. Правительство сейчас изучает возможность сократить 2012 учебный год, чтобы разместить европейских болельщиков в общежитиях городов, принимающих чемпионат. В Харькове уже началась реконструкция нескольких общежитий. "К примеру, в общежитии юридической академии делают ремонт, чтобы превратить его гостиницу. После Евро в этих комнатах-номерах будут жить студенты, чему они, конечно, рады", – рассказал Фокусу зам мэра Харькова Игорь Шурма. Правда, сколько будет стоить проживание в таких "отелях", пока не ясно.
Как ни странно, почти половина участников интернет-диспутов о заработке на Евро-2012 хотят разбогатеть на банальной спекуляции. "Купить билеты на финал, потом загнать подороже" – таков самый типичный бизнес-план. Некоторые намерены перепродавать гостиничную броню и даже резерв столиков в ресторанах. По словам Андрея Рингиса, побывавшего на чемпионате мира в Германии, билеты на матчи украинской сборной он покупал в ФФУ, и они были именными. "Правда, документы на входе не проверяли, и возле стадиона люди продавали билеты с рук. Если билетами спекулировали в Германии, то у нас обязательно найдут способ заработать таким образом", – рассуждает футбольный болельщик.
Евгений Сафонов, Маргарита Ормоцадзе, Евгения Даниленко, Фокус