Дивеевский знак
В селе Дивеево Нижегородской области, где покоятся мощи Серафима Саровского, верующие добились от властей права жить по советским паспортам. Потому что российские, по мнению селян, «покрыты дьявольскими знаками»
Дьявольские знаки на страницах российского паспорта Валентина Капустянская увидела в 1997 г., когда началась замена этих документов. С тех пор гражданка России живет без паспорта, ИНН и пластиковых удостоверений медицинского и пенсионного страхования.
— Посмотрите внимательно на голограмму на шестой странице. И вы увидите три дьявольские шестерки и змею с короной. Не гоже с такими знаками православному ходить, — убежденно твердит Валентина. — Поэтому лучше жить по старому советскому паспорту, в нем нет сатанинской символики, а коммунистические серп, молот и звезда уже давно искупили свои грехи, потому что были омыты кровью мучеников в годы войны.
Даешь серп и молот
Право жить по советскому паспорту Валентина и ее сторонники отстаивали без малого десять лет, и неожиданно случилось чудо. В начале июля комиссия нотариальной палаты Нижегородской области пришла к выводу, что серпасто-молоткастый можно считать документом, удостоверяющим личность. Так что теперь по удостоверению несуществующего государства можно оформлять в собственность машины, дома и земельные участки, получать пенсии и отправлять почтовые переводы.
— Без святого нашего покровителя Серафима Саровского не обошлось. Ведь места здесь — святые, намоленные. Недаром к нам сюда со всего мира православные едут, — утверждают отказники.
Однако их односельчане, получившие российские паспорта, к такому чуду относятся скептически.
— Понаехали эти богомольцы в середине 90-х, скупили дома у алкашей и пудрят мозги старухам, — говорит житель села Сергей Конов. — А народу работать негде. Вы посмотрите на этих верующих, среди них ни одного коренного жителя нет. Они все бегут из Дивеево, подальше от всех этих чудес.
Бизнес на религии
Коренных дивеевцев, родившихся и проживших всю жизнь в селе, на улицах можно встретить только в будние дни. В выходные и праздники они либо сидят по домам, либо растворяются в многочисленных толпах паломников, которые приезжают в монастырь, чтобы прикоснуться к мощам святого Серафима, искупаться в источниках, помолиться в храмах и поставить свечи перед иконами за здравие и упокой. В среднем за один день село посещают от 15 до 20 тысяч туристов. Словно беспокойные муравьи, они снуют по территории монастыря и центральным улицам. От палаток с сувенирами, постными булочками, иконками, крестиками и свечами к храмам между цветочных клумб, фруктовых деревьев и могил монашек. От храмов снова к палаткам и автобусам. Этот людской водоворот источает восторг, благоговение, любовь и веру, которая легко измеряется объемами продаж "божественных" товаров. В праздничные дни приезжие покупают около 2 тонн свечей по цене от 15 рублей (одна гривна — около 5 рублей), не считая тысяч иконок, крестиков, молитвословов, библий, малюсеньких пузырьков с маслом и камешков с изображением святого Серафима.
Впрочем, большинство местных жителей измеряют веру количеством койко?мест, сданных в наем паломникам. Именно этот бизнес и является точкой пересечения монастыря и села. Однако из него местных жителей уже вытесняет большой капитал, почувствовавший запах денег, которые можно заработать на самом раскрученном православном бренде. В Дивеево как грибы после дождя растут VIP?гостиницы.
— Вот это "Дивеевская слобода", — сотрудник районной администрации Виктор Малышев показывает на здание, выстроенное в стиле древнерусского замка. — По слухам, принадлежит Елене Батуриной. По крайней мере, у нас говорят, что на самом деле владеет комплексом она, а все эти директора лишь подставные лица.
Номера на сутки в "Слободе" стоят от 2 до 6 тыс. рублей, что по здешним меркам немало. Ведь средняя зарплата местных жителей не превышает 5 тыс. рублей. Впрочем, в гостинице "Московской", которой якобы владеет олигарх Дерипаска, цены еще выше. Расположена она возле самого монастыря, и останавливаются там только высокопоставленные гости. Для простых паломников при монастыре есть еще одна гостиница, в которой за 150 рублей они могут переночевать на полу, или же им придется искать комнаты на окраине села. Хотя еще несколько лет назад туристы снимали жилье и в центре. Но сейчас коренных жителей, владеющих домами в центральной части Дивеево, почти не осталось. 10 соток земли в селе стоят 1 млн. рублей. По такой цене московские богачи скупают под снос старенькие дома, чтобы возводить на их месте коттеджи. По словам Малышева, поближе к Богу поселилась певица Жанна Бичевская, а также несколько десятков каких-то столичных коммерсантов. А недалеко от села на берегу реки сейчас развернул строительство усадьбы кинорежиссер Никита Михалков.
— Так что у нас не два параллельных мира, а целых три, — мрачно шутит чиновник. — С одной стороны богатеющий монастырь и его VIP-паломники, с другой — дотационный сельскохозяйственный район с коренными жителями. ну, и еще наши отказники, которые живут в обособленном мире.
Сатана в цифре
Этот обособленный мир, существующий за счет подсобных хозяйств, периодически выстреливает жалобами на имя Владимира Путина и Алексия Второго, под которыми подписываются до 600 человек. Последнее такое письмо касалось электронной системы извещения и оплаты услуг ЖКХ с применением штрих-кода. Верующие не захотели ставить подписи в платежках под бесовскими знаками и вынудили местные власти присылать документы без полосок и цифр. Ведь вся система электронного документооборота с присвоением людям персональных номеров, по мнению Валентины Капустянской, тоже от сатаны.
— Вспомните, что написано в откровениях Иоанна Богослова: "Никому нельзя будет ни купить, ни продать, кроме того, кто имеет это начертание, или число зверя, или число имени его", — рассказывает она. — Поэтому мы отказываемся от применения к нам любых документов с использованием штрих-кода. В нем также зашифровано число зверя.
Этот контроль, по словам Капустянской, можно вести даже при помощи цифровых фотоаппаратов. Ни один из верующих не согласился сфотографироваться.
— Можно сниматься только на пленку, потому что цифра способствует все той же персональной идентификации, — твердили богомольцы, не забывая при этом добавлять, что они не раскольники и не сектанты.
— Мы самые что ни на есть православные христиане. И монастырю помогаем, и на службы все ходим, и с сестрами дружим, — говорит Капустянская. — Просто у нас есть своя позиция по отношению к ИНН, штрих-кодам и российскому паспорту, отличающаяся от заявлений официальных представителей церкви. Но это не значит, что мы раскольники.
— Наоборот, мы всей душой с православной церковью, — вторит ей бывший военный Владимир. — Она наша мамка. Но если мамка больна, разве ее бросают в беде? Ее лечат.
СССР: живее всех живых
Однако рецепт лечения все же не нов. В тридцатые годы прошлого века верующие точно так же отказывались от советских паспортов. Для удостоверения личности они использовали "свидетельства об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке", заверенные нотариусами. Почти такие же удостоверения дивеевские верующие прикладывают к своим советским паспортам, которые считают угодными Богу.
Впрочем, у представителя верующих — крещеного татарина Марата Абдулина — есть еще один козырной довод. Он считает, что СССР до сих пор жив.
— На самом деле юридически СССР существует до сих пор, — секретничает Абдулин, показывая решения Госдумы РФ, скачанные из интернета. — Вот постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О денонсации договора об образовании СССР". А вот постановление Госдумы РФ от 15 марта 1996 г., отменяющее денонсацию и подтверждающее юридическую силу референдума о сохранении Союза. К тому же в российском законодательстве нигде не сказано, что паспорта СССР утратили юридическую силу, а сроки замены документов установлены только для МВД, а не для простых граждан.
Впрочем, по словам верующих, если появятся законы, закрывающие эту лазейку, то им, возможно, придется подчиниться. Ну а пока Дивеево превращается в православно-социалистическую республику, в которой на имени Серафима Саровского олигархи делают деньги и православные верующие цепляются за советские паспорта.