Любовь бирофила

Собирать марки — скучно, автомобили — дорого, женщин — аморально. У одержимых идеей собирательства имеется масса прочих вариантов. Например, копить пивные атрибуты

Проходившая в Киеве очередная, 21-я, обменная биржа коллекционеров пивной атрибутики собрала около 150 участников из разных стран. Среди сосен курортной Пущи-Водицы коллекционеры неспешно, со знанием дела рассматривали экспонаты своих коллег. Папки с этикетками из-под пива, бережно вложенными в прозрачные файлы, пивные бокалы, значки, наклейки, коробки, наполненные пивными крышечками, стопки картонных подставок под пиво — такое зрелище радует сердца любого пивного эстета!

Мерный деловитый гул стоит над площадкой. Мы вместе с зеваками рассматриваем богатейшие залежи пивной эфемерии. Внимание привлекает старая этикетка пива «Таёжное» Ново-Кузнецкого пивзавода Кемеровской области: изображение двух белок, хвои и ностальгическая надпись «Цена без стоимости посуды 32 коп». Приятель припоминает, что это пиво имело хвойный привкус, он пил его, когда служил в армии в Сибири. Пожилой харьковчанин Вячеслав Леонидович, услышав обрывок фразы про Кемерово, подумал, что перед ним настоящие сибиряки — и как бы между прочим поинтересовался: «Нет ли случайно у вас этикеточки тамошнего пива?» Профессиональный подход. Не будь его, вряд ли Леонидович собрал бы 30 тысяч экспонатов!

Коллекции в десятки тысяч наименований — не редкость. Литовец Йонас Жакявичюс, что называется, «коллекционер по жизни». Первая коллекция марок и значков появилась у него 35 лет назад. Бирофилией, т.е. собиранием всего, что имеет отношение к пиву, занимается 6 лет. На зависть коллег по цеху у него около 400 тысяч предметов.

30-летний Юрий Полунин из Тулы щедро раздаривает картонки и этикетки экзотического пива «Тургеневское», которое выпускает «Крестьянское хозяйство «Рекорд» в посёлке Липицы Чернского района.

«Между прочим, сегодня именно такие вот небольшие заводы и варят настоящее, живое пиво, — говорит Аркадий Драгомиров, президент Украинского общества коллекционеров пивных этикеток. — А то, что делают наши концерны-гиганты — обычный ширпотреб».

Аркадию Ивановичу можно доверять. Вся его жизнь связана с николаевским «Янтарём». Сейчас он работает на заводе грузчиком. При этом — весьма уважаемый на предприятии ветеран труда, владеет пакетом акций. На собраниях акционеров выступления Драгомирова нередко ставят в тупик иностранных партнёров. В качестве официального дегустатора его приглашают «ставить вкус» на пивзаводы Украины и России. Бывал он и на пивоварнях Восточной Европы, Китая, Монголии. В вопросах, каким должно быть истинное пиво, Аркадий Иванович твёрд, последователен и даже консервативен. В его коллекции 25 тыс. наименований этикеток, зато — только от самолично выпитого пива.

По признанию ценителя, на сегодняшний день его вкусу наиболее соответствует пиво «Гостинний двір» киевского завода на Подоле, «Микулинецьке», «Ізюмське» и другая продукция небольших заводов районного и межрайонного масштабов.

С нашим знакомым солидарны и другие коллекционеры. Страсть к собирательству пивной атрибутики неотделима от пивного гурманства: хорошее, хотя и малоизвестное, пиво ценится так же, как и этикетки от него.

«В том, что крупные пивные бренды вытесняют традиционные наши пивные марки, нетрудно усмотреть следствие общих процессов глобализации, — отмечает Юрий Шнейдер, казначей московского Клуба коллекционеров пивной атрибутики. — Исчезает самобытность пива, региональные особенности марок, уходят старые традиции пивной культуры».

Культура пития ячменного напитка у нас, и в самом деле, если не уходит совсем, то уж точно, — сильно видоизменяется. Всё меньше внимания к пивным бокалам, и всё больше — привычка пить из горлышка бутылки. Или — о, ужас пивного гурмана! — из жестяной банки. «Пиво любит банку», увы, только в рекламных роликах.

Взять, к примеру, подставки под бокалы — бирдекели. Во всех пивных заведениях эти картонные кружочки играют сейчас декоративно-рекламную роль. В лучшем случае официантка (правильнее говорить — «кёльнерша») не перепутает принадлежность картонки к сорту заказанного пива. А ведь бирдекели — не просто разноцветные подставки. Как нам поведали знатоки, и сейчас во многих европейских пабах они выполняют роль счетов. Под каждый бокал пива — свой кружок. А уж после того, как посиделки заканчивались, кёльнерша подводила итог согласно образовавшейся за вечер стопке бердекелей. К сожалению, эта традиция у нас так и не прижилась…