Как продают голоса на выборах. Расследование Фокуса
Избирателей, которые надеются продать свой голос перед вторым туром, все больше. Одни зарабатывают как могут, другие таким образом показывают властям фигу в кармане
Украинские чиновники-взяточники в минувшем году побили все рекорды – МВД пришлось даже составлять рейтинг самых выдающихся отечественных хапуг. На этом фоне рядовые украинцы, готовые продать свой голос за две-три сотни, выглядят почти бессребрениками. Большинство тех, кто торгует голосом, руководствуются принципом "с паршивой овцы хоть шерсти клок".
Бум продаж
"Твое будущее в твоих руках – не продавай свой голос", – взывает реклама. Тем не менее на выборах-2010 желающих уступить свое конституционное право, похоже, больше, чем покупателей. Недавно в сети даже появился сайт "Продай голос" – за несколько дней почти 5 тысяч человек разместили здесь свои предложения на общую сумму 2,5 миллиона гривен. Жители Киева, Донецка, Днепропетровска в основном предлагали голоса за рекордные 300, 500 и даже 800 гривен. Политологи говорят, что с прошлых парламентских выборов в Украине сформировался бизнес, обслуживающий выборы. Начальники общежитий всегда готовы дать студентов на митинг, управдомы – агитировать и подкупать избирателей.
Жителю Киева Тимуру – 24. Он с радостью продал бы свой голос каждому из двух оставшихся в президентской гонке, но прописан в другом городе. А вот его брат и мать не отказались от 400 гривен за галочку в бюллетене.
Семья Тимура, в деньгах не очень нуждающаяся, голосами торгует не впервые – в 2007-м, на парламентских выборах, они уже сказали свое решительное "за" партии, предложившей больше всех – 200 гривен за голос. И не жалеют.
Директор социологической группы "Рейтинг" Алексей Антипович составил обобщенный портрет торговца голосом. Такой избиратель на выборы, как правило, не ходит или голосует "против всех". А главное – этот человек вовсе не обязательно нуждается в деньгах. "Прекрасно понимаю тех, кто продает голос, – говорит г-н Антипович. – Ими движет не желание заработать, а цинизм, рожденный в ответ на паразитизм политиков. Взять деньги – значит дать симметричный ответ власти".
Социолог уверен, что никакого разлагающего эффекта на людей торг голосами не производит: "Хотя, конечно, явление это абсурдное, в законе за него не предусмотрено наказание".
Кто меньше
Нынешние выборы – рай как для бедных, так и для состоятельных кандидатов: продавцы голосов найдутся на любой кошелек. Тем не менее запросы людей удивляют Александра Черненко, главу Комитета избирателей Украины. "Последние киевские выборы были аукционом невиданной щедрости, 200–250 гривен за голос – пик цен в истории Украины. Поэтому нынешние 400 гривен за голос мне кажутся заоблачными, хотя и вопрос серьезный решается – президента как-никак выбираем", – говорит он. Неписаное правило, о котором в личной беседе расскажет любой политик, – докупать не более 1–2% голосов. Если так, рассчитывать на вознаграждение за поставленную в бюллетене галочку сейчас могут 700 тысяч украинцев. Кандидаты платить готовы. "Перед вторым туром особенно важно завоевать избирателей на территории конкурента, там и будет скупка, – объясняет политолог Владимир Фесенко. – Грубый расчет: нужно 4% голосов по 100 гривен каждый. В итоге на подкуп требуется 100 миллионов гривен".
Фокус попытался договориться по телефону о цене с теми, кто оставил объявления в интернете. Мужчина-собеседник понимает, что его голос в канун выборов один из тысяч, которые можно купить, но и продаваться по цене двух килограммов свинины не спешит.
– У меня восемь голосов – я и еще семь родственников. Но если понадобится – десяток сверху организую: поищу, кого надо уговорю, – заверяет он, прокашливаясь деловито. – За кого голосовать – мне плевать. Давайте говорить о цене.
– 200.
– Ну… сейчас средняя – 500. Рассудите, – он откровенно набивает цену. – Второй тур – решающий: для страны, для людей, для политиков, бизнеса. И голоса – это золото. Желающих уже пруд пруди…
– Пусть прудятся, – откровенно провоцируем мы. – 250 или прощаемся.
– Что ж, по рукам. Это все же лучше, чем ничего. Первый тур мы уже пропустили, не пошли. Чего туда ходить просто так, верно?
Галочка в кармане
Сколько купленных избирателей проголосует так, как обещали, – неизвестно. Александр Черненко знает, что при планировании бюджета на подкуп в штабах закладывается процент брака. То есть тех, кто деньги возьмет, но голос отдаст за другого или вовсе на выборы не пойдет, – около 20% в городах и не более 10% в селах. "Остальные 80% голосуют как следует: люди хоть и продаются, но совестливо", – комментирует он. Киевлянин Тимур – из той двадцатки, что непременно обманет. "Берешь деньги, а голосуешь "против всех", ведь идеального способа контроля еще никто не придумал. Да и в этом вся соль – это обман политиков", – говорит он. В честность людей, особенно на этих выборах, не верит и директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. "Раньше хоть купленным избирателям верить можно было, – шутит Виталий. – А сейчас народ так делает: в кабинку для голосования берет целлофан с проставленной "галочкой" и подставляет в клетку за кандидата, когда фотографирует бюллетень на телефон. Или у него заготовлен бумажный квадратик, который он кладет в пустую клетку бюллетеня, фотографирует, отправляет покупателю голоса, а голосует все равно как вздумается".
Крымчанин Дмитрий на прошлых парламентских выборах ходил с бейджиком "Продам голос", хотя предложений так и не дождался. Студент-третьекурсник и сейчас мечтает подзаработать сотню-две. Элементарная математика его, правда, расстраивает: если поделить почти 2 тысячи дней, которые президент пребывает в должности, на полученные 100 гривен, выходит, что будущий глава государства платит 0,05 копеек за сутки своей власти. И все-таки главным в этом деле Дмитрий считает не барыши: "В интернете нашел новую методику оттягивания голосов. Портишь бюллетень, но творчески: рисуешь что-нибудь или пишешь. Фото отправляешь по электронной почте. Лучший рисунок будет награжден энной суммой. Здорово? Я бы еще за участие по сотне давал. Главное – выдумка".
Евгения Даниленко, Фокус