Трое за одного. Завтра в украинский прокат выходит одна из самых ожидаемых картин года
4 февраля в украинский прокат выходит одна из самых ожидаемых картин года, последняя киноработа актера Хита Леджера – "Воображариум доктора Парнаса"
"Я люблю, когда меня удивляют актеры во время съемок. Но такого рода сюрпризы никому не нужны" – так режиссер Терри Гильям прокомментировал неожиданную смерть австралийского актера Хита Леджера, который скончался два год назад от передозировки лекарств. Молодой артист на тот момент был занят в одной из главных ролей в картине известного фантазера и голливудского абсурдиста. Вполне естественный порыв мэтра свернуть проект пресекла на корню его дочь Эми Гильям, она же – один из продюсеров "Воображариума". В результате после долгих раздумий было принято радикальное решение – полностью перекроить сценарий так, чтобы оставить все сцены, в которых успел сняться знаменитый австралиец, и логично завершить историю. Так в фильме появились три "маски" персонажа Леджера – Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Однако на этом трагические сюрпризы для съемочной команды не закончились. Через пять месяцев после смерти главной звезды скончался от рака один из продюсеров – Билл Винс. Несмотря на эти печальные события, Терри Гильям все-таки закончил работу, и, по его словам, "Воображариум доктора Парнаса" стал своеобразной квинтэссенцией всех его предыдущих картин и замыслов.
В гостях у страшной сказки
"Король-рыбак" (1991), "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (1998) и "Страна приливов" (2005) заставили киномир говорить о Терри Гильяме как о гении с больной фантазией, чьи картины – это не окупаемое в прокате чистое искусство. "Воображариум" только подтверждает это впечатление, за исключением разве что пункта об окупаемости. Неожиданная и громкая смерть Леджера сделала фильму такую рекламу, о которой можно только мечтать: мировая индустрия развлечений любит яркие трагедии.
Угрюмый философ и мистификатор Гильям создал эпическую притчу о борьбе темных сторон человеческой души со светлыми, а также о том, насколько силен и непредсказуем мир фантазии.
Бродячий театр доктора Парнаса разъезжает всюду со своим невероятным передвижным шоу – "Воображариумом". Сам Парнас (Кристофер Пламмер) – пожилой авантюрист, бывший монах и пьяница, безмерно уставший от жизни. Что не удивительно – ему без малого тысяча лет, и вечную жизнь он выиграл, заключив когда-то пари с самим Дьяволом (Том Уэйтс). К сожалению, одного спора Парнасу показалось мало, и он заключил с нечистым еще одну сделку – обменял свою дочь на вторую молодость. В итоге старый умник с ужасом ожидает 16-летия своей дочери Валентины (Лили Коул), судорожно придумывая варианты ее спасения: именно в день, когда ей исполнится 16, дьявол заберет девушку себе. На помощь престидижитатору приходит загадочный юноша Тони (Хит Леджер), который присоединяется к труппе Парнаса в Лондоне. Вместе с Валентиной и остальными актерами театра он отправляется в безумное и сюрреалистичное путешествие по мирам Воображариума, чтобы помочь пожилому спорщику выиграть третий и последний спор у Дьявола – на сей раз Парнас должен перетянуть на свою сторону пять людских душ. Если же они угодят в лапы к Сатане, то Валентина достанется ему. Во время визитов в зазеркалье, где вообще происходят странные и дикие вещи, Тони каждый раз выглядит по-разному – его воплощения в Воображариуме и играют Депп, Лоу и Фаррелл.
Несложно догадаться, что доктор Парнас – это в некотором роде сам Гильям, который, равно как и тысячелетний иллюзионист, приглашает зрителя заглянуть в мир собственных иллюзий и фантазий. "Многие считают, что этот фильм автобиографический. Он и правда отчасти обо мне. Отнекиваться нет смысла. В нем мои сомнения, мои разочарования, мое раздражение по поводу того, как устроен мир. Вот это, я полагаю, можно назвать автобиографическими элементами. Но у сюжета – своя дорога", – говорит режиссер. У героя его фильма, в отличие от самого Гильяма, есть хоть и призрачный, но все же шанс исправить все ошибки прошлого.
Хорошо, что хорошо заканчивается
"Думаю, что мы подошли к концу совсем не с тем, с чего начали, во всех отношениях. Возможно, только доктор Парнас довольно близок к тому образу, который у нас сложился вначале, однако остальные герои изменились за время пути", – рассказывает о неожиданном результате двухлетней работы над картиной соавтор сценария Чарльз МакКеоун. Сам же Терри Гильям уверен в том, что снимает свои фильмы именно для того, чтобы узнать, что же у него в конце концов получится. А, судя по первым отзывам на картину, у него получился необыкновенный фильм-калейдоскоп, который одновременно пугает, веселит, развлекает и заставляет задуматься. Кроме того, "Воображариум доктора Парнаса" уже ухитрился окупить свою стоимость, а это большая редкость для работ режиссера, сбежавшего в свое время из Америки в Британию. "Эта трагическая и магическая идея – группа необычных людей, нашедших себе пристанище в удивительном театре, который передвигается по Лондону, но на него никто не обращает внимания. Я убежден, что в современном мире люди не видят того, что действительно для них важно. Каждый из них пойман в ловушку своего айпода или видеоигр, или игры на фондовой бирже. Вокруг них происходят необычные и важные вещи, однако никто их не замечает", – подводит итоги Гильям.
Ирина Навольнева, Фокус