Страна фашиствующего дефицита. Что общего у Венесуэлы и России
Барак Обама объявил о санкциях в отношении руководителей богатой нефтью державы. Оттуда ответили контрсанкциями и заявили об угрозе фашистского переворота. Россия? Венесуэла
Москва и Каракас нынче близки как никогда. Министр Шойгу в их столице обсуждает оборонное сотрудничество, а президент Мадуро желанный гость на параде 9 Мая. Россия осуждает санкции в отношении Венесуэлы, Мадуро на антиамериканском митинге благодарит братский российский народ. Митинг скандирует: "Да здравствует Россия!".
России надо, она, как известно, нынче не шибко здравствует благодаря "мудрой" политике вождя. Но в Венесуэле дело совсем швах. Дело Чавеса живет, но почему-то не побеждает. Виноваты, конечно, внутренние и внешние враги.
Убить президента
Белый дом, обозначив Венесуэлу как "чрезвычайную угрозу безопасности США", вывел ее на первое место среди врагов Америки в Западном полушарии: процесс примирения с Кубой оставил это место вакантным, но совсем ненадолго. И, надо сказать, власти Венесуэлы совсем не против. Как для России с некоторых пор смыслом существования стало противостояние Западу, так и для этой латиноамериканской страны борьба с "империей гринго" — кредо и универсальное объяснение происходящего.
Традицию заложил еще Уго Чавес, насчитавший за время своего президентства, с 1999-го по 2013 год, 63 заговора с целью своего физического устранения. Николас Мадуро, подхвативший президентское знамя из рук легендарного лидера, сраженного раком, взял хороший темп: за два года довел счет обнаруженных заговоров против себя до тринадцати. Естественно, за ними, по официальной версии, стоят американцы. И объявив, что Венесуэла несет им угрозу, Соединенные Штаты как бы признались в нехорошем.
В магазинах собираются ставить сканеры для считывания отпечатков пальцев покупателей, чтобы те не могли брать больше товара,
чем им положено
Николас Мадуро не преминул тут же попросить у парламента дополнительное полномочие — право издавать чрезвычайные декреты, чтобы бороться с внешней угрозой. Отсутствие этого права ничуть не помешало ему отдать распоряжение арестовать мэра Каракаса Антонио Ледезму именно как организатора нового заговора при поддержке США. Ледезма всего-то стал соавтором письма, опубликованного в независимой газете, в котором содержался призыв к созданию переходного правительства на широкой коалиционной основе. Ага, нынешнее не устраивает? Значит, призыв к свержению. Два других автора письма уже находятся в военной тюрьме Рамо Верде: Мария Корина Мачадо попала туда в декабре, а Леопольдо Лопес там с весны. Обвинение то же — подготовка покушения на Мадуро.
До этого секретная служба СЕБИН схватила отставного генерала ВВС и нескольких других военных, которым приписали намерение бомбить президентский дворец с воздуха. Трех офицеров ВВС арестовали в прошлом году — эти летчики такие подозрительные. Когда в одной из больниц Каракаса несколько пациентов умерли от неизвестного вируса, власти заявили о биологической войне, которую развязали против Венесуэлы. Известно кто.
Ищите гринго
Специалисты по дипломатическим тонкостям утверждают, что присвоение Венесуэле статуса страны, угрожающей США, — не свидетельство какого-то странного перепуга Белого дома, а шаг формальный, предваряющий введение санкций. Санкции же в отношении семи чиновников, в основном сотрудников полиции и спецслужб, последовали за расправу над участниками прошедших весной демонстраций, в которых погибло в общей сложности 43 человека, а несколько тысяч были арестованы. Мадуро назвал протестовавших "фашистами", за спинами которых якобы стоял американский посол в соседней Колумбии.
В отместку за санкции президент Венесуэлы запретил въезд в страну Джорджу Бушу — младшему, экс-вице-президенту Дику Чейни, бывшему шефу ЦРУ Джорджу Тенету и еще нескольким американцам. Попавших под санкции назвал героями (где-то это уже было, да?), спецслужбиста из санкционного списка генерала Густаво Гонсалеса демонстративно сделал министром внутренних дел.
Тихий протест. Венесуэльцы, живущие в Нью-Йорке, 9 марта показали, что происходит со свободой слова у них на родине
Отношения между США и Венесуэлой и без того плохие — страны не обменивались послами с 2010 года. Николас Мадуро потребовал сократить число сотрудников американского посольства со ста с лишним человек до семнадцати, как в посольстве Венесуэлы в Вашингтоне. Американцам отныне требуется виза для посещения страны. Но те, кто приезжает, оказываются под пристальным вниманием местных спецслужб: недавно были задержаны четверо христианских миссионеров. Позже их отпустили. Сейчас в стране действует запрет на встречи с сотрудниками американского посольства без специального разрешения. "Мы прекратим эти разговорчики!" — прокомментировал президент.
95%
доходов Венесуэлы от экспорта дает нефть
Прекращаются не только разговоры. Сославшись на обострение отношений между странами, в последний момент отказался от запланированных концертов американский джазмен Уинтон Марсалис.
Забавно, что при этом именно США являются основным торговым партнером Венесуэлы.
Боливар не вынесет
Ловля шпионских чертей заметно усилилась после того, как цены на нефть, главный источник пополнения венесуэльского бюджета, сократились вдвое. Власти страны с самыми большими в мире разведанными запасами черного золота умудрялись и при прежнем уровне цен не сводить концы с концами, а тут наступила настоящая катастрофа.
Инфляция, по данным Национального банка, составляет почти 70%, независимые эксперты утверждают, что она перевалила за 100%. Экономика практически остановилась.
В стране три официальных курса национальной валюты, боливара, — от 6,3 боливара за доллар до 170. Но на черном рынке за доллар придется выложить 302 боливара. И по этому теневому курсу минимальная зарплата в стране составляет 20 долларов. Но минимальная она на бумаге, на практике этот минимум еще попробуй найди.
Регулярно из оборота исчезает то один, то другой товар: мука, молоко, бытовая химия, лекарства. Местный "Макдоналдс" не смог обеспечить поставки картофеля для чипсов. Неожиданно пропали зубные щетки и презервативы. Очереди за туалетной бумагой — по четыре рулона в одни руки — вытягиваются на сотни метров, их регулируют вооруженные патрули. При этом в государственных магазинах с низкими ценами можно делать покупки лишь два раза в неделю: каждый поход покупателя фиксируется.
"Апостол Чавеса". Так Мадуро назовет себя после смерти команданте
Поскольку государство из соображений социалистической справедливости искусственно удерживает цены на часть товаров, их все равно умудряются скупать, усиливая дефицит, и вывозить на продажу втридорога в соседнюю Колумбию. Естественно, Колумбия и спекулянты числятся среди врагов на американском содержании. На границе проводятся облавы. В магазинах собираются ставить сканеры для считывания отпечатков пальцев покупателей, чтобы те не могли брать больше товаров, чем им положено.
В ведении экономической войны против своего народа обвинены и арестованы владельцы крупных сетей — аптечной "Фарматодо" и продуктовой "Диа а диа". Известно же, что арест — самое верное экономическое средство.
Тупик Мадуро
Страна явно идет вразнос, и это не могло не отразиться на рейтинге президента: Николаса Мадуро сейчас поддерживает лишь 22% населения. Он изначально позиционировал себя лишь скромным продолжателем дела Чавеса: дескать, тот является ему в виде маленькой птички и ведет вдохновляющие беседы. Но скромность талантов Мадуро на фоне яркой фигуры прежнего вождя-популиста оказалась чрезмерной, а с учетом тяжелой экономической ситуации — роковой. Сам он, впрочем, заявляет, что кризис открывает перед Венесуэлой дополнительные перспективы. Кажется, это мы тоже слышали, правда, в других широтах.
"Цена на нефть никогда не вернется к $100. У нас будет меньше валюты. Но Господь не оставит нас"
Досрочные президентские выборы в 2013 году бывший водитель автобуса и профсоюзный деятель Мадуро, на момент смерти Чавеса являвшийся уже опытным политиком в ранге вице-президента, выиграл с неубедительным полуторапроцентным преимуществом. С тех пор его неубедительность лишь растет, и компенсирует он ее поиском врагов и усилением репрессий. Причем под них подпадают и потенциальные конкуренты внутри партии.
Так, в октябре был жестоко убит молодой социалист Роберт Серра — восходящая звезда правящей партии. Затем в перестрелке со спецназом погибли несколько лидеров проправительственной организации "Щит революции". Хотя Мадуро привычно заявил, что Серру убили "фашисты", поверили в это далеко не все.
Под контроль берутся СМИ. Мадуро пригрозил выгнать из страны CNN за освещение протестных акций. Все популярнее в Венесуэле становятся телеканалы соседней Колумбии: о ситуации в своей стране венесуэльцам легче узнать оттуда.
Невъездной. Джорджа Буша — младшего власти Венесуэлы назвали террористом и запретили ему въезд в страну
До конца года в Венесуэле пройдут парламентские выборы, и их проигрыш будет означать конец Мадуро, причем, вполне возможно, с учетом количества нарубленных дров, не только политический. Оппозиция уже заявила, что намерена инициировать референдум о его досрочном отзыве с поста президента. Конечно, он станет сопротивляться до последнего, не выбирая методов.
Венесуэла становится модельным образцом страны, которую доводят до ручки идеологические фантазии и страхи руководства, позволяющего себе игнорировать экономические законы, здравый смысл и правила приличия: дескать, избыток нефти позволяет. Уже не позволяет. И, кажется, Венесуэле составит компанию еще одна страна.