Танцы с Путиным. Кому выгодно новое сражение в войне санкций

Фото: podst.ru
Фото: podst.ru

Новый список граждан ЕС, которым запрещен въезд в Россию, — очередной шаг в дипломатическом танце, когда партнеры наступают друг другу на мозоли, — утверждает The Guardian

Отправленный на скамейку запасных лидер партии и заместитель премьер-министра Великобритании Ник Клегг снова оказался в центре внимания. Всего лишь из-за того, что ему был запрещен въезд в Россию. "Трагикомичный" — вот, пожалуй, самый подходящий эпитет для описания этого поворота в международной дипломатии.

Клегг — один из девяти британцев и 89 граждан Европейского союза, попавших в список лиц, которые теперь не могут попасть на территорию РФ.

Реакция Европы предсказуема. Въездные запреты немедленно осудили как произвольные, необоснованные и, возможно, незаконные. Общий вывод таков: Россия настроена на эскалацию конфликта с Западом из-за Украины. Некоторые видят в этом возможный стимул для объединения капризных европейцев — заманчиво, хотя и маловероятно. Мы и вправду можем сейчас наблюдать неуклюжий дипломатический танец России и Европы, которые то и дело наступают друг другу на мозоли. Пока они танцуют, США пытается поставить другую музыку. Госсекретарь США Джон Керри, который сейчас восстанавливается после перелома ноги, даже встретился с Путиным в Сочи две недели назад ради возобновления межгосударственных контактов.

С самого начала противостояния востока и запада, связанного с Украиной, наши действия характеризовались несинхронностью. И о последних заявлениях по поводу снайперских обстрелов можно сказать то же самое. В самой механике российских визовых мер нет ничего нового — новость в том, что список был предан огласке, причем это сделали еще до официальной публикации. Собственно, эта информация пришла в качестве ответа на давние настойчивые запросы европейцев о том, кому все-таки разрешен въезд. Теперь россияне дали нам этот список — стоит ли считать такое действие недружественным? Они ведь могут задать вопрос, кто начал визовую войну. Теперь давайте посмотрим на фигурантов списка — в нем не самые важные персоны. Кроме Клегга, в список включены бывший депутат, бывший министр иностранных дел и бывший председатель комитета по разведке Малкольм Рифкинд. Сегодня он сказал, что российский запрет — доказательство результативности санкций ЕС, и подчеркнул, что не планировал посещать РФ.

Французский философ Бернар-Анри Леви решил для смеха и саморекламы проехаться до ближайшего пограничного поста Россия — ЕС в надежде, что его грубо прогонят прочь

Не строили таких планов ни глава МИ-5 Эндрю Паркер, ни бывший глава МИ-6 Джон Сойерс, ни начальник штаба обороны Николас Хугтон.

Многие другие фигуранты списка рассматривают запрет как знак чести, подтверждение их политической позиции. В первую очередь это касается выходцев из бывших стран советского блока. Карел Шварценберг, экс-министр иностранных дел Чехии, высказался емко, отметив, что, попав в список, почувствовал себя членом "очень приличного клуба".

Со своей стороны, французский философ Бернар-Анри Леви решил для смеха и саморекламы проехаться до ближайшего пограничного поста Россия — ЕС в надежде, что его грубо прогонят прочь. Значение огласки списка понятно. Труднее понять, зачем США и ЕС опубликовали свои первые списки граждан России и Украины, для которых въезд был запрещен после формальной аннексии Россией Крыма. Западные чиновники настаивают на том, что это была попытка повредить тем, кто может повлиять на Путина, чтобы изменить то, что снисходительно называют его "поведением". Если так, выбор лиц с российской стороны демонстрирует угнетающую степень невежества европейцев и американцев — полную неосведомленность о том, кто на самом деле имеет вес в России.

Или, возможно, западные политики просто пытались "набрать очки", тщательно пытаясь избежать окончательного разрыва связей с Москвой? Те же вопросы возникают с российским списком. Если Кремль действительно считает, что эти люди, по отдельности или вместе, имеют возможность влиять на позицию своего правительства (или даже если бы они могли что-то сделать, использовали бы свое влияние в пользу России), то Кремль глубоко ошибается. Такие суждения свидетельствовали бы о крайне плохой информированности. С другой стороны, выбор лиц мог быть сделан по другому принципу. Если целью были громкие заголовки при небольшом реальном дипломатическом весе события — это другое дело. Глядя на нынешнее состояние отношений между ЕС и Россией в целом, трудно судить об истинных намерениях обеих сторон. Реальна или фиктивна та дипломатическая буря, которую мы наблюдаем?

Многие другие фигуранты списка, в первую очередь выходцы из бывших стран советского блока, рассматривают запрет как знак чести, подтверждение их политической позиции

В любом случае жаль тратить время на такие вещи. На прошлой неделе, когда Россия провела четырехдневные воздушные учения и страны НАТО начали маневры в Арктике, речи официального осуждения звучали приглушенно. Казалось, обе стороны хотят снизить градус конфликта. Минские соглашения о прекращении огня в Восточной Украине регулярно нарушаются с обеих сторон, но это тоже не обсуждается. Не было никаких новых обвинений со стороны НАТО. Нападения на Мариупольский порт так и не произошло. Еще один интересный момент — командир сепаратистов Алексей Мозговой ушел со сцены: был убит в результате взрыва бомбы в своей машине. Все это не значит, что не будет новой вспышки или чего-то похуже. Это означает, что перспективы мира или войны тонко сбалансированы и что инициативы Керри не должны быть пресечены.

Об авторе: Мэри Дежевски, писательница и телеведущая. Бывший корреспондент The Guardian в Москве, Париже и Вашингтоне и специальный корреспондент в Китае и во многих частях Европы. С 2004 года состоит в Валдайской группе. Каждую осень встречается с российскими лидерами. Член мозгового центра Chatham House и почетный научный сотрудник Букингемского университета

Перевод Марии Бондарь