Флаги Украины и Евросоюза в Ереване — это фотошоп, — историк Завен Григорян
Армянский историк и член организации "Ереванский геополитический клуб" рассказал Фокусу о том, почему в Армении нет Майдана и когда протестующие перестанут собираться на улицах крупных городов страны
Какие требования у митингующих, помимо снижения тарифов?
— Митингующие не требуют ничего, кроме снижения тарифов. Это исключительно социальный протест. Митингующие заявляют, что как только это требование удовлетворят, они разойдутся.
Почему вы считаете повышение тарифов необоснованным?
— За последние четыре года у нас три раза повышались тарифы. Сейчас цена самая высокая на территории СНГ. И это в стране, у которой есть атомная станция.
Прокомментируйте информацию о том, что российский предприниматель армянин Самвел Карапетян хочет приобрести "Электросети Армении", которые сейчас принадлежат российской РАО ЕЭС?
— Несколько дней назад СМИ написали, что начались переговоры о покупке. Никто не отрицает, что они ведутся, однако никаких подробностей нет. Но о потенциальном приобретении Электросетей Карапетяном говорилось и до этого — тема периодически всплывает.
Если тарифы повышались несколько раз, почему люди вышли на митинг только сейчас?
— Всегда было недовольство этими инициативами. В прошлый раз люди собрались, когда необоснованно повысили цены на общественный транспорт, и благодаря демонстрациям и протестам это решение отменили. Еще была история с незаконной застройкой парка в центре Еревана, которая также разрешилась благодаря протестам. Так что это уже третья акция. Две другие увенчались успехом.
Создается впечатление, что недовольства властью у людей нет.
— В целом я не сказал бы, что сейчас недовольства больше, чем где-либо. Критикуют, как везде. И вообще, где на постсоветском пространстве нет коррупции?
Удачно ли оппозиция использует митинги, чтобы заработать поддержку населения?
— Оппозиция много раз пробовала собрать митинги, "оранжевые" протесты. В последний раз крупная акция была в 2008 году, после выборов президента. Сейчас оппозиция если и пытается кого-то собрать, то народ не приходит. И если сейчас на митингах появятся эти политики, половина народа просто уйдет. Им не верят. На улицы выходит так много людей только потому, что протест позиционируется как неполитический.
Откуда взялись флаги Украины и Евросоюза на митингах?
— Это фотошоп. Был один флаг Евросоюза в самом начале. Его принесла партия Пайрура Айрикяна — диссидента, известного еще с советских времен. Но сами организаторы его убрали. А дальше флаги просто копировали и вставляли на фото. То же самое с флагом Украины. Сейчас есть только флаги Армении, это видно по прямым трансляциям.
В каких городах люди вышли на митинг и где проходят наиболее активные протесты?
— Во всех крупных городах проходят акции протеста. Самый активный — Ереван, на втором месте — Гюмри. Но требования везде одинаковые, и никакой политики.
В СМИ появилась информация, что с митингов выгоняют российских журналистов — в частности, сотрудников телеканала "Звезда". Чем они не угодили протестующим?
— С митингов российских журналистов не выгоняли. Случилось несколько инцидентов с плакатами, на которых были антироссийские надписи (в частности, люди окружили корреспондента телеканала Lifenews во время прямого включения с плакатами, содержащими нецензурные надписи. — Фокус). Но это вызвано тем, что, по мнению митингующих, журналисты необъективно освещали события, говорили о каком-то политическом процессе, которого не было. Сейчас все хорошо, российским СМИ никто не мешает работать.
Вы несколько раз очень негативно высказывались о том, что события в Армении называют Электромайданом и вообще как-то ассоциируют с украинским Майданом. Почему?
— Я приверженец евразийской интеграции, я против развала Советского Союза — считаю, что этот процесс был преступным. Думаю, что все республики бывшего СССР должны объединиться и жить вместе. Может, это не будет каким-то новым Советским Союзом, но должно появиться новое объединение. Именно в этом наше будущее.
Как люди в Армении восприняли отказ от евроинтеграции?
— Никаких массовых акций против этого не было. Большинство населения считает, что мы должны двигаться в сторону евразийской интеграции.
Фото: Getty Images, facebook/zaven.grigoryan/ T.Manukyan