Молдавский пасьянс. Приведут ли протесты к кишиневскому Майдану
Молдавский политолог Сергей Остаф рассказал Фокусу о причинах, сути и перспективах протестов в Молдове
Уличные протесты в столице Молдовы Кишиневе, которые продолжаются уже около месяца, 4 октября едва не привели к массовым беспорядкам. Протестующие попытались взять штурмом здание парламента, но были оттеснены полицией. Сторонники левых партий перекрыли центральную улицу города, а правые и проевропейские силы заявили о создании отрядов самообороны — Народной гвардии.
О причинах и последствиях этих событий Фокусу рассказал руководитель Ресурсного центра по правам человека CReDo Сергей Остафа.
Что сейчас происходит на улицах Кишинева?
— На площади Национального собрания до 20 тысяч человек под молдавскими и европейскими флагами собрались в палаточном городке —это сторонники платформы "Достоинство и правда" (ДА). Вторая группа людей, у которых тоже есть свой палаточный городок, стоит перед зданием парламента. Они созваны партией социалистов и "Нашей партией" Ренато Усатого, четко пророссийскими силами, которые призывают к сближению с РФ и Таможенным союзом.
Массовый протест в Кишиневе продолжается уже более месяца. Почему он активизировался в последние дни?
— В последние месяцы происходил постепенный рост протестных настроений. В феврале-марте, когда стали понятны масштабы коррупции в органах власти, когда стало известно, что из банковской системы украли миллиард долларов, люди были настроеныочень радикально. Левые и правые политсилы потребовали от власти уйти или принять жесткие меры. Последние соцопросы показывают рост протестных настроений до 50%, а партии, которые находятся у власти, имеют по 7—8% поддержки каждая, правительство в целом — 3-4%. Кроме того, некоторые партии пытаются направлять народное недовольство в выгодное для них русло, например, партия Усатого озвучивает требования смены власти и геополитического курса страны.
Есть два разных антивластных протеста — правоцентристский, проевропейский и левый, пророссийский. Как они между собой взаимодействуют: сотрудничают, конфликтуют, существуют независимо друг от друга?
— Оба протеста объединяет желание свергнуть власть. Обе протестные группы выдвигают идентичные требования: досрочные выборы парламента, отставка президента и правительства. Между ними существует конфронтация, хотя цели во многом одинаковые. Но на уровне политической элиты наверняка имеет место координация между лидерами разных групп, впрочем, на публике они позиционируют себя как непримиримые оппоненты.
Социалисты и партия Усатого призывали к перезагрузке власти и раньше, в последнее время уровень доверия к ним вырос до 25%. На правоцентристском крыле более запутанная ситуация. Есть Либерально-демократическая партия, у которой менее 7% доверия. Есть Либеральная партия с таким же уровнем поддержки. На правом крыле работает еще бывший премьер Юрий Лянку со своей Европейской народной партией — у него до 10%. И больше на правом крыле никого нет. Очень большое электоральное поле остается незакрытым, эту нишу, похоже, и пытается занять платформа ДА.
Но есть подозрения, что и левые, и правые протестующие связаны с группами в действующей власти, которые пытаются либо возродить свою популярность в правящем Альянсе за европейскую интеграцию, либо просто свести счеты друг с другом. Потому есть версия, что ДА подконтрольна правящей Либерально-демократической партии, а Социалистическая партия зависима от правящей Демократической партии.
"По украинскому сценарию ситуация точно не будет развиваться, потому что наша власть ведет себя иначе, чем ваша власть в свое время"
Какая социальная база левого и правого протестов?
— Симпатики соцпартии — это часть электоральной базы коммунистов, которые остались со своими 7-10%, в основном это люди пожилого возраста. А вот те, кто были ориентированы на Россию и на путинскую пропаганду, сейчас перешли к социалистам. Вторая группа — это бизнесмены, чьи предприятия зависят от экспорта в РФ. Третья группа — жители регионов Гагаузия и Тараклия, населенные гагаузами и болгарами, которые традиционно ориентированы на Россию. Кроме того, есть город Бельцы и часть северных территорий, населенных русифицированными украинцами. Партию Усатого в массе своей поддерживают люди молодого и среднего возраста без высшего образования, которые особенно восприимчивы к популистским лозунгам.
С правой стороны тоже есть несколько категорий сторонников. Прежде всего это люди четкой проевропейской ориентации, их у нас до 35%. Вторая группа — румыно- и молдавскоязычные граждане, недовольные ситуацией в стране, от люмпенов до хорошо образованных. Этих людей легче всего спровоцировать на радикальные действия, и платформа ДА как раз пытается этим пользоваться. Уличные столкновения 4 октября — результат этих манипуляций.
Народная гвардия — это аналог украинской Самообороны Майдана?
— На митинге в минувшее воскресенье было объявлено о создании Гвардии народа. С трибуны говорили о том, что у этого формирования будет несколько функций: первая — защищать протестующих от возможных агрессивных действий силовиков, вторая — оказывать дополнительное давление на власть, третья — если полиция будет неспособна выполнять функции по охране правопорядка, взять на себя эти функции. По законам Молдовы, создание таких формирований запрещено. И правозащитные организации заявили, что это неправильно, что как бы плохо ни работали силовые структуры, их нельзя подменять подобными парамилитарными формированиями.
Как власть в целом реагирует на протесты?
— Полиция пока действует адекватно, пытается договариваться и не вступать в силовое противостояние. Благо молдавские полицейские за последние несколько лет уже получили опыт работы на массовых акциях.
Что касается политической власти, то ее лидеры уже неоднократно пытались встретиться с протестующими и поискать возможность диалога по техническим требованиям: изменения законов, уменьшения тарифов и т. д., но не в части политических требований об отставках и перевыборах.
"Есть подозрения, что и левые, и правые протестующие связаны с группами в действующей власти, которые пытаются либо возродить свою популярность, либо просто свести счеты друг с другом"
Нынешние протесты могут привести к революции по украинскому сценарию?
— По украинскому сценарию ситуация точно не будет развиваться, потому что наша власть ведет себя иначе, чем ваша власть в свое время. У нас есть политический плюрализм, свобода слова, никто никого не преследует за политические взгляды и т. д.
Сейчас риторика лидеров протеста очень агрессивная и эмоциональная. Но если раньше на акции приходили по 40-50 тысяч, то сейчас по 15-20 тысяч. Я не думаю, что с правой стороны будет нарастать конфронтация. А социалисты уже бы успокоились, но они видят, что происходит на правом фланге, и им тоже приходится быть активными. Думаю, все это продлится примерно до нового года. Здесь очень важна роль внешних игроков. Если и Россия, и ЕС будут вести себя сдержанно, не станут подливать масла в огонь, то к весне протестные настроения улягутся.