Сердце Детройта. Легендарные автомобили компании Chrysler
История этой компании символизирует все этапы развития автомобильной промышленности США
Почти столетие компания Chrysler была одним из самых заметных игроков мирового автопрома. Но отныне мировая автомобильная география лишится этого звучного имени, которое ассоциируется с мощными и красивыми автомобилями из Детройта.
Руководство итальянского концерна Fiat, который с 2009 контролирует Chrysler, приняло решение о реструктуризации и переименовании компании. И если исчезновение бренда Fiat расстроит разве что мелких ремесленников северной части Италии и поклонников старых французских комедий, то с Chrysler уходит целая эпоха. Эпоха романтизма на колесах.
В 1924 году стараниями Уолтера Крайслера и еще трех инженеров (Фреда Зедера, Оуэна Скелтона и Карла Брира) выходит первый автомобиль тогда еще компании Maxwell Motor Corporation, который получил название Chrysler Six. Это был революционный по тем временам автомобиль с двумя главными особенностями: легким и мощным 6-цилиндровым двигателем высокого сжатия, а также впервые примененными четырехколесными гидротормозами. И все это в доступном транспортном средстве стоимостью $1565. К тому же Chrysler Six был оснащен алюминиевыми поршнями, заменяемыми воздушным и масляным фильтрами, трубчатыми передними осями (передним мостом), амортизаторами и непрямым внутренним освещением.
В 1925 году на рынок был выставлен Chrysler 4 – 58. В полном соответствии со своим названием машина развивала скорость 58 миль в час (93 км/ч). Скорость, безусловно, была бешеной для того времени. Chrysler сделал мощный рывок, поднявшись за год с 57-го на 5-е место среди американских производителей автомобилей. Компания продолжала производить высокоскоростные модели. Следующая модель (Chrysler 72) уже развивала скорость 130 км/ч, что почти в два раза превышало скорость знаменитой марки Ford-Т. Машины Крайслера, участвуя в гонках, выигрывают в 1000-мильном испытании скорости серийного автомобиля в Лос-Анджелесе, а также завоевывают призовые места в Гран-при на 24-часовых гонках в Бельгии 1928 года.
С появлением в 1933 году роскошной модели Imperial корпорация Chrysler поднимается на более высокий конкурентный уровень. Так, типичный Imperial начала 30-х годов — с кузовом LeBaron или Briggs, колесной базой, равной 145 дюймов (3683 мм), двигателем мощностью 125 л. с. и ценником, на котором указано $3145, — не уступает по стилю американскому производителю автомобилей класса люкс Duesy, но стоит в три раза меньше!
В 1934 году компания выпустила модель Chrysler Airflow, которая имела хорошую аэродинамику благодаря испытаниям кузова в построенной аэродинамической трубе. Автомобиль снабжался автоматической коробкой передач и показал достаточно низкий расход бензина на трассе. У Chrysler Airflow были и другие отличительные особенности: фары, встроенные в крылья; низкие пороги дверей; рядный восьмицилиндровый двигатель (в базовой комплектации). К сожалению для Chrysler, Airflow оказался слишком оригинальным для большинства потенциальных покупателей и настоящего коммерческого успеха не имел.
Не впечатляющий объем продаж привел Chrysler к усилению деятельности по продвижению на рынок автомобилей, подобных вышедшему в 1935 году DeLuxe Eight (который стоил $925), вместо "неходового" Airflow (цена которого равнялась $1400), и, следовательно, к доминированию в моделях Chrysler более консервативного стиля.
В 1939 году появилась новая модель, определяющая "лицо" бренда Chrysler: New York Special, которая вскоре превратилась в богато отделанный Chrysler New Yorker. Эта модель благодаря своей немеркнущей с годами популярности в конце концов стала рекордным "долгожителем" в истории американских автомобилей (1939 — 1996 гг.). Трансмиссия с гидравлической муфтой Fluid Drive завоевала известность как важнейшее техническое новшество Chrysler. Эта "почти автоматическая" трансмиссия практически устранила необходимость в переключении передач вручную. Другими примерами инноваций может служить покрытие Superfinish, уменьшающее износ контактирующих металлических поверхностей, или самосмазывающиеся подшипники Oilite.
Самой потрясающей серийной моделью Chrysler в предвоенные годы стал Town & Country 1941 года. Этот седан с крышей, напоминающей бочку (barrelback), затем эволюционировал в аэродинамичный универсал и приобрел шикарные боковые панели цвета "пепла и красного дерева". Так Chrysler не без изящества вступил в "деревянную эру" автомобилестроения.
Когда после второй мировой войны вновь наступило мирное время, Chrysler и другие автопроизводители немедленно перешли к созданию новых автомобилей. При этом были сохранены многие хорошо себя зарекомендовавшие особенности довоенных моделей. Примером может служить отделка "пепел и красное дерево" нового Chrysler Town & Country 1946 года, с кузовом седан или кабриолет. В то время как многим покупателям, особенно звездам Голливуда, нравились такие послевоенные "деревяшки" (woodies), нашлось немало людей, готовых к переменам. Это касалось дизайна не только Town & Country, но и всех "высоких и широких" моделей, которые тяготели к стилистике предвоенных лет.
В 1949 году Chrysler пригласил Вирджила Экснера, дизайнера из компании Studebaker, возглавить отдел современного дизайна. Это стало первым шагом на пути к смене стилистических приоритетов компании. Экснер заручился поддержкой итальянской студии Ghia, производящей кузова, чтобы начать создание замечательной серии так называемых автомобилей-идей. К ним относятся, в частности, пятиместное спортивное купе Chrysler K-310 (1951 г.); C-200 (1952 г.), отличающийся дизайном задних фонарей в виде ружейного прицела (позже использовавшимся на моделях Imperial); и Chrysler D'Elegance (1953 г.) — трехместное спортивное купе с черно-желтой кожаной обивкой салона, сшитой вручную, и соответствующей отделкой багажного отделения.
Экснер вдохнул новую жизнь в стилистику серийных автомобилей Chrysler благодаря обтекаемым, скульптурным формам автомобилей из серии Forward Look (1955 г.), которые быстро преобразовали сам бренд Chrysler. Флагманом модельного ряда Forward Look стал Chrysler 300, выпущенный в 1955 году, — потрясающий автомобиль с плавными линиями и мощным двигателем HEMI. Chrysler 300, который, возможно, следует считать первым из так называемых маслкаров (от Muscle Car — мускулистый автомобиль), стал легендой благодаря своим успехам на кольцевых гоночных трассах и рекордам, установленным в 1950-е годы.
В 1957 году знаменосец бренда — Chrysler 300 C — был оснащен базовым двигателем HEMI с рабочим объемом 6425 куб. см, развивающим максимальную мощность 375 л. с. Этот автомобиль имел два карбюратора (с четырьмя диффузорами); распределительный вал, способный справиться с высокой мощностью; подвеску Torsion-Aire и новую коробку передач Torqueflite. Все это сделало Chrysler 300C самым быстрым и мощным серийным автомобилем, созданным в Америке в 1950-е годы.
Chrysler 300-J 1963 года поддерживал имидж бренда "стиль и скорость" благодаря кожаной отделке салона (в базовой комплектации), торсионным балкам с повышенной прочностью и впускным коллекторам Ram. Специальная версия кабриолета Pace Setter участвовала в 500-мильной гонке в Индианаполисе. Кроме того, в 1964 году выходит обновленная версия знаменитого New Yorker. В течение 60-х годов модели Chrysler успешно эволюционировали: исчезали хвостовые "плавники", большие автомобили становились все более изящными и утонченными.
Следом за десятилетием значительных успехов корпорация Chrysler совершила в 1973 году злополучную инвестицию в размере $450 млн в новые большие автомобили — как раз перед энергетическим кризисом. Требования покупателей быстро изменились: спрос переместился с традиционных больших автомобилей на модели среднего и еще меньшего размерного класса. Это вынудило Chrysler существенно видоизменить свой модельный ряд. Одной из моделей с характерным дизайном (из быстро развивающегося ряда моделей Chrysler 70-х годов) стала Cordoba — спортивное купе с колесной базой, равной 2921 мм, провозглашенное "новым малым автомобилем Chrysler".
Благодаря дизайну передней части кузова, классической линии крыши и уникальным прямоугольным фарам Chrysler Cordoba был одним из наиболее запоминающихся автомобилей тех лет.
В 1980 году Chrysler, погрузившийся в глубочайший за всю историю компании финансовый кризис, для своего спасения обратился к новой модели K-Car. Во многом функциональный, компактный переднеприводный K-Car оказался идеальным автомобилем для своего времени. Эта эпоха автомобильной индустрии — "возвращение к корням" — достигла максимального расцвета с появлением в 1984 году первого минивэна Chrysler Voyager. Самый практичный из автомобилей Chrysler стал и самым популярным, что, в конечном счете, и привело к возрождению Chrysler Town & Country — в виде модернизированной модели. "Звездой" дизайна Chrysler в этот период стал, без сомнения, кабриолет LeBaron, который заново представил на американском рынке открытые автомобили и наслаждался девятилетним успехом, вернув бренду стиль и волнующую эмоциональность.
1990-е годы, или эпоха ренессанса для бренда Chrysler началась, по большому счету, с появления среднеразмерного седана Concorde (1993 г.). За ним вскоре последовали полноразмерные Chrysler LHS и Chrysler 300 M, небольшой седан Cirrus (экспортное название Stratus), престижное спортивное купе Sebring и построенный на собственной платформе кабриолет Sebring, а также минивэн Chrysler Voyager нового поколения. Быстроходный Chrysler 300 М мало отличается от LHS (ценовые параметры примерно одинаковые), но характеризуется как спортивный седан класса люкс. Впервые был представлен в Детройте в январе 1998 года. Седан Cirrus и купе Sebring впервые были представлены весной 1994 года.
Chrysler Viper/GTS — популярное супермощное и высокоскоростное спортивное купе класса "гран-туризмо", исполнения люкс на базе родстера RT/10. Впервые представлено в качестве прототипа в Детройте в январе 1993 года, как серийная модель — летом 1996 года. Прототипом модели послужила знаменитая Cobra 1960-х годов.
В 1998 году после слияния с Mercedes-Benz формируется компания DaimlerChrysler. Chrysler по программе сотрудничества разрабатывает большое количество выдающихся моделей. Среди них — Chrysler 300 C, PT Cruiser, PT Cruiser Cabrio, Sebring, Crossfire и много других интересных моделей, сочетающих в себе превосходные технические характеристики и высочайший уровень комфорта.
По материалам: carum.su, carrrsmag.com