Из отпуска не вернулись. Что случилось с российским самолетом над Синаем

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Причина гибели рейса 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург в небе над каменистой пустыней Синайского полуострова даже через неделю после катастрофы остается загадкой

На борту самолета Airbus A321 Когалымавиа, который вылетел в субботу, 31 октября, в 6.51 по московскому времени, находилось 224 человека, включая семь членов экипажа. В 7.14 он пропал с экранов радаров. Место падения — в трехстах километрах севернее Шарм-эль-Шейха.

Взрыв?

Обстоятельства крушения сужают количество версий. К моменту написания текста известно следующее.

  1. Через 21 минуту полета лайнер набрал высоту 10 210 м и скорость 748 км/час. После этого он буквально рухнул с резкой потерей скорости.
  2. Пилоты не успели даже сообщить на землю о проблемах на борту. Информация о том, что командир якобы запрашивал об аварийной посадке в Каире, не подтвердилась.
  3. Обломки самолета были найдены на площади в 20 квадратных километров, что говорит о разрушении его конструкции еще в воздухе.

Такая внезапность и скоротечность произошедшего указывают на некое внешнее воздействие, поскольку проблемы с двигателями или другим бортовым оборудованием дают экипажу время на их решение и связь с землей. Более того, Airbus A321 — достаточно современная машина, и выход из строя каких-либо узлов не является для нее критичным, на все подобные случаи предусмотрены штатные решения, которые прорабатываются пилотами на тренажерах.

История с малайзийским боингом, также упавшим внезапно, заставляет вспомнить о ракетном поражении, но хотя в этой части Египта и действуют исламистские отряды, воюющие с правительственными войсками, их вооружение не позволяет сбивать цели на такой высоте.

Картина произошедшего похожа на результаты взрывной разгерметизации салона, когда перепад давления на большой высоте даже при незначительном разрушении корпуса приводит к катастрофическим последствиям. Так было с "Боингом-747" в 1988 году над шотландским Локерби: небольшой взрывной заряд в багажном отделении немного повредил корпус, а дальше физика сделала свое дело.

Между тем на обследованных обломках фюзеляжа следы взрывчатых веществ пока не обнаружены, а сообщение об ответственности за взрыв, якобы взятой на себя одной из группировок ИГИЛ, не подтверждается. При этом все подчеркивают, что с точки зрения безопасности аэропорт Шарм-эль-Шейха не самое защищенное место, и пронести опасный предмет на борт больших проблем бы не составило.

Fullscreen

Путь домой. Египетские военные переправляют найденные на месте падения останки

Разлом?

В истории самолета был эпизод, который может быть связан с причинами его гибели. В 2001 году, когда лайнер принадлежал еще ливанской компании Middle East Airlines, в Каире он повредил хвостовую часть, ударившись о посадочную полосу. В Тулузе, на базе производителя, самолет отремонтировали. Представители Когалымавиа утверждают, что в 2013 году была проведена специальная проверка на наличие повреждений фюзеляжа, проблем не обнаружили.

Между тем передняя часть самолета была найдена лежащей на земле в перевернутом положении, что, по мнению специалистов, свидетельствует об отделении хвостовой части еще в воздухе. Подобная катастрофа произошла в 2002 году, когда "Боинг-747" авиакомпании China Airlines развалился в воздухе над Тайваньским проливом. 22-мя годами ранее этот лайнер также задел хвостовой частью посадочную полосу, был произведен ремонт, но в момент катастрофы разрыв фюзеляжа прошел по так называемым усталостным трещинам именно в месте старого повреждения. Все произошло мгновенно, и пилоты тоже не успели выйти на связь. Тогда погибло 225 человек.

Такой вариант вероятнее, если самолет испытывал заметные перегрузки — из-за маневра или плохой погоды. Но погода в зоне катастрофы была хорошей, а набор высоты по курсу — самый обычный режим для техники. Впрочем, китайский боинг тоже развалился, набрав высоту 10 600 м.

Metrojet все равно Когалымавиа

Российский Airbus был моложе китайского боинга — он летал с 1997 года. Но практика эксплуатации современной авиатехники учитывает не возраст, а состояние самолета, которое тщательно отслеживается. При необходимости осуществляется ремонт, а когда растущие затраты на ремонт делают невыгодной эксплуатацию, технику списывают. Крупные компании покупают новые самолеты у производителей, а спустя несколько лет обычно продают их. Компаниям поменьше они обходятся существенно дешевле, но на них ложатся большие ремонтные издержки. И хотя требования по безопасности и эксплуатации общие, очевидно, что компании победнее стараются где можно сэкономить на техобслуживании.

Fullscreen

Шансов не было. Первоначальные сообщения от спасателей, будто они слышат голоса раненых, не подтвердились

Компанию "Когалымавиа" к крупным не отнесешь: в ее парке год назад было десять самолетов, сейчас их число сократилось до шести. Парк не новый: разбившийся Airbus A321 до покупки в 2012 году побывал в эксплуатации в ливанской, турецкой, саудовской и сирийской компаниях. С 1993 года Когалымавиа осуществляла авиасообщение нефтегазовых центров Когалым и Сургут с остальной Россией, а с 2012 года, объединившись с одним из туроператоров, стала возить туристов за рубеж под брендом Metrojet. Но дела в компании идут не очень: если в 2013 году ее прибыль составила 10,6 млн рублей, то в 2014 году — только 43 тысячи. Можно предположить, что в непростое время экономили не только на зарплате, и выяснением этого сейчас заняты следственные органы. Нареканий на когалымскую технику хватает, их проверят.

Человеческий фактор

Катастрофа над Синайским полуостровом самая большая в истории России и СССР по количеству жертв: 224 человека, из них 17 детей. До этого самой страшной трагедией было падение Ту-154 в 2001 году у иркутского аэропорта. Тогда из-за ошибки экипажа погибло 145 человек.

Среди туристов, возвращавшихся из Шарм-эль-Шейха в Петербург, было четверо украинских граждан и один гражданин Беларуси. А среди россиян большую часть составляли петербуржцы — 132 человека и 46 жителей Ленинградской области. В Петербурге, где на Дворцовой площади собралось около двух тысяч человек, прошла акция памяти погибших. 1 ноября было объявлено в России днем траура.

Между тем не только петербуржцы ожидали обращения к народу своего земляка — президента России. Но тот ограничился соболезнованиями на своей официальной интернет-странице, а потом повторил их на третий день после трагедии во время встречи с министром транспорта Соколовым, который возглавляет комиссию по расследованию катастрофы. Для многих такое поведение Владимира Путина оказалось непонятным.

Fullscreen

Питер скорбит. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге и здание аэропорта в Пулково стали главными местами, куда россияне пришли почтить память погибших

Крушение российского самолета поневоле вызывает вопросы о его возможной связи с активным вмешательством России в сирийский кризис. Кроме того, не могут не возникать параллели с рейсом MH17, где российский след очевиден. Не исключено, что Путин своим появление на телеэкранах решил лишний раз не напоминать россиянам, кто был инициатором последних "побед" на внешней арене. Но те, кто об этом и не забывал, вспомнили также, что после гибели малайзийского самолета над территорией Украины российский президент посчитал нужным выйти в эфир даже ночью. Впрочем, тогда его адресатом был не свой народ, а президент США. Сейчас такой необходимости не возникло.

Наверное, наивно рассчитывать, будто россияне вдруг ощутят, что происходящее вокруг их страны и в ней — не только картинка в телевизоре, а общая ответственность и боль. И те, кто попал на последний рейс лайнера, были обычными гражданами своей страны, верившими в мифы, которыми живет нынешняя Россия. Разница же в том, что она продолжает ими жить, а они — нет. Совсем нет. Как и их дети, за считаные часы до смерти резвившиеся в Красном море.

Fullscreen

Фото: Getty Images