Парижский халифат. Как изменился мир после терактов 13 ноября

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Проведя серию терактов в столице Франции, исламские радикалы бросили вызов всему миру. Мир ответил

В пятницу, 13-го, Париж стал сценой некинематографического кошмара. Взрывы, расстрелы, захват заложников, десятки убитых, сотни раненых — мирный город превратился в ад самоубийственными усилиями горстки фанатиков. Сейчас Европа и мир охотятся на тех убийц и организаторов, кто еще остался жив. Новая информация поступает постоянно: только в ночь с понедельника на вторник, по словам министра внутренних дел Бернара Казнева, по всей Франции было проведено 128 обысков, накануне — 168. Операция проходит в Бельгии, другие страны также проводят на своих территориях антитеррористические действия, резко ускорился обмен полицейской и разведывательной информацией. Эх, было бы так раньше, может, ничего бы и не случилось.

Три смертельных часа

Все главные события вечера 13 ноября, перешедшего в ночь 14-го, укладываются в несколько часов. Но их особая концентрация была в первые 40 минут, начиная с 21:20 по местному времени. Объектами нападения стали стадион "Стад де Франс" и заведения, расположенные вдоль бульвара Вольтера.

В 21:20 смертник подрывает себя у одних из ворот, ведущих на стадион, где в это время в разгаре товарищеский матч сборных Франции и Германии, на котором присутствуют президент Олланд и главы МИД обеих стран. Очевидно, его задачей было проникнуть на трибуны, но стюард по какой-то причине его не пустил. От взрыва погибло двое: шахид и еще один человек.

В 21:25 из черной машины расстреляны посетители ресторанов Le Carillon и Le Petit Cambodge. Убито 15 человек, десять получили серьезные ранения.

В 21:30 самоубийца подрывает себя у других ворот стадиона, никто больше не пострадал.



Недосмотренный матч. Скоро прозвучат взрывы и президент Олланд покинет стадион, чтобы принять чрезвычайные меры
Fullscreen
Недосмотренный матч. Скоро прозвучат взрывы и президент Олланд покинет стадион, чтобы принять чрезвычайные меры

В 21:32 из черной машины обстреляно кафе Bonne Bière, пятеро убиты, восемь человек тяжело ранены.

В 21:36 на террасе ресторана La Belle Equipe расстреляны 19 человек, девять тяжело ранены.

В 21:40 самоубийца взорвал себя в ресторане Comptoir Voltaire, никто, кроме него, не пострадал.

В это же время, в 21:40. в концертный зал Bataclan, где играет американская группа Eagles of Death Metal, заходят трое и расстреливают присутствующих из автоматов Калашникова. За время бойни они успели перезарядить автоматы не меньше трех раз.

В 21:53 звучит еще один взрыв у стадиона, никто, кроме террориста, не пострадал.

В концертном холле тех, кто выжил и не сумел убежать, нападающие захватывают в заложники.

После полуночи полиция штурмует концертный зал, во время штурма двое террористов подрывают себя, один убит спецназом. 89 человек погибло.

Не по плану

Террористы действовали тремя группами. Одна работала вокруг стадиона. Очевидно, расчет был на то, что взрыв на трибуне вызовет панику, люди начнут разбегаться, и тогда в толпе убегающих прозвучат еще два взрыва. Служба безопасности приняла решение людей раньше времени не выпускать, им, наоборот, разрешили спуститься на футбольный газон, чем сохранили десятки жизней.

Вторая группа участвовала в расстреле посетителей ресторанов, выпустила самоубийцу возле ресторана Comptoir Voltaire и скрылась. Было ли так задумано, или кто-то в последний момент не решился покончить с собой, можно лишь гадать. Брошенный автомобиль с оружием затем был найден в пригороде Монтрей.

Третья был задействована в нападении на Bataclan во время концерта американской рок-группы.

Высокая степень организованности и экипировка свидетельствуют о том, что по крайней мере основу нападавших составляют местные жители. Предварительная информация подтверждает: в основном действовали граждане Франции.

Убийцы

Идентифицировать террористов помогли останки смертников. В концертном зале, как определили по отпечаткам пальцев, подорвался Омар Мостефай, 29 лет, гражданин Франции, родившийся в семье с алжирскими корнями. Набожность совмещал с вороватостью. Спецслужбам было известно о его радикальных взглядах и посещении Сирии, об этом французских коллег предупреждали и турки.

При всем ужасе произошедшего теракты для Франции, к сожалению, не являются чем-то совсем невиданным

В кафе подорвал себя Ибрагим Абдесалам, 31 год, французский гражданин, живший в Брюсселе в районе Моленбек, популярном у арабов месте поселения, — именно здесь потом пройдет масштабная антитеррористическая операция. За последние полтора года таких здесь было уже четыре. Абдесалам тоже провел какое-то время в Сирии. Именно он на неделю снял в пригороде Парижа Бобиньи квартиру, обнаруженную полицией, и арендовал машину, из которой велась стрельба.

В розыске сейчас брат Ибрагима, 26-летний Салах Абдесалам, — он арендовал другой автомобиль, доставивший террористов к концертному залу. Появившуюся ранее информацию, будто Салах уже после случившегося был задержан при выезде в Бельгию, а затем отпущен, позже опровергли.

В нападении на посетителей концертного зала участвовал 28-летний французский гражданин Сами Амимур, с 2012-го подозревавшийся в причастности к терроризму и скрывавшийся от властей.

20-летний Биляль Хадфи, родившийся в Бельгии, погиб у стадиона. Воевал в Сирии.

Необычная история произошла с Ахмадом аль-Мухаммадом. У стадиона нашли паспорт на это имя, принадлежащий сирийцу, недавно прибывшему в Европу через Грецию. Однако человека с таким же паспортом задержали в Сербии. Не исключено, что оба документа фальшивые. С тех пор как попасть в ЕС с сирийским паспортом стало легче, чем с каким-либо другим, производство подделок было поставлено на поток.

Fullscreen

Первая помощь. Парижские медики в чрезвычайной ситуации действовали в высшей степени профессионально

Человеком, стоявшим за нападениями, считают Абдельхамида Абауда, 27-летнего бельгийца с марокканскими корнями. Он хорошо известен в ИГИЛ и носит прозвище Абу Умар аль-Бельджики — Бельгиец. Абауд стоит за рядом спецопераций в Европе и заочно приговорен бельгийским судом к 20 годам заключения. Ему приписывают организацию теракта в поезде Брюссель — Париж, который в августе предотвратили американские военные-отпускники, скрутившие нападавшего. Абауд предположительно скрывается в Сирии, а раньше жил в одном районе Брюсселя с братьями Абдесалам. За Бельгийцем, пишут, охота идет давно, даже с привлечением знаменитых дронов-убийц.

Кроме того, в Германии арестован алжирец, который за несколько дней до трагедии в приюте для беженцев рассказывал о том, что Париж будет ввергнут в ужас и кошмар, намекал на подготовку взрыва. В Германии же задержаны две женщины и мужчина в связи с недоказанной пока причастностью к парижским событиям.

Первая реакция

При всем ужасе произошедшего теракты для Франции, к сожалению, не являются чем-то совсем невиданным. Еще очень свеж в памяти январский расстрел редакции "Шарли Эбдо", за которым последовала череда других нападений. Все службы знают, что делать в таких случаях.

В этот раз после первых же взрывов стартовал так называемый "Белый план", координирующий деятельность медслужб и предусматривающий взаимодействие с полицией, немедленные контакты с прессой и родственниками жертв, работу на местах и разворачивание госпиталей. На работу вышли даже свободные от смены медики, а врачи частной практики отказались от объявленной забастовки. Благодаря этому смертность среди тяжело раненых (а их много, почти сто человек) максимально снижена: в первые двое суток умерло лишь три человека.

Президент Франсуа Олланд выступил уже через 40 минут после трагедии. Болельщики, покидавшие стадион, на котором едва не произошел взрыв, уходили под "Марсельезу", исполняемую сотнями голосов.

К работе полиции и спецслужб по свежим следам гораздо меньше вопросов, чем к их способности эти преступления предотвратить. Большинство террористов было в сфере их внимания, но это внимание, выходит, оказалось недостаточно пристальным. Более того, появилась информация со ссылкой на иракское руководство, что разведка этой страны предупреждала французов о подготовке в Ракке, фактической столице ИГИЛ, боевиков для выполнения теракта в Париже. Якобы всего должно было быть задействовано 24 человека, включая тех, кто помогал в организации акции. Если это подтвердится, неизбежно последуют кадровые выводы. Да они и так, вероятно, последуют.

Fullscreen

Минута молчания. Цветы на площади Республики в память о жертвах пятничных терактов

Вторая реакция

Президент объявил о введении во Франции чрезвычайного положения, которое может длиться три месяца. Будет значительно увеличено финансирование правоохранительных органов. Олланд высказался за внесение в конституцию изменений, которые бы позволяли лишать гражданства. Президент также пообещал начать консультации с Вашингтоном и Москвой о создании общей коалиции по борьбе с ИГИЛ: он сейчас готов на союз с кем угодно.

Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан впервые в истории Евросоюза обратился к странам-союзникам с просьбой о помощи, и эта помощь была обещана. Одна из статей договора о Европейском союзе обязывает оказывать всестороннюю помощь государству, которое подверглось вооруженной агрессии. А ВВС Франции в координации с США провели интенсивные бомбардировки Ракки.

В свою очередь британский премьер Дэвид Кэмерон пообещал на два миллиарда фунтов стерлингов увеличить финансирование спецназа, укрепить персонал разведки, вдвое повысить траты на авиационную безопасность. По его словам, только в этом году спецслужбы страны предотвратили семь терактов.

Конечно же, такой ситуацией немедленно воспользовался российский президент Владимир Путин — для него это верный шанс избавиться от статуса изгоя. Подоспели подтверждения версии о бомбе на борту российского самолета над Синаем. Выходит, с Западом таки в одной лодке? По такому случаю ИГИЛ обстреляли ракетами из Средиземного моря. Но то, что Россия может быть в чем-то полезной, совсем не означает, что она вернула доверие мировых лидеров.

ИГИЛ обязательно захочет продолжить. Последовали угрозы и в адрес Соединенных Штатов. Ответить — дело чести, не пропустить удар — профессиональный вызов. Работа по стиранию с земли "Исламского халифата" сейчас будет всячески интенсифицирована, хотя до масштабной наземной операции дело все же вряд ли дойдет. Достаточно подавляющего технического преимущества и грамотных специальных операций.

Угроза оказалась куда более непосредственной, чем казалось. Ошибка в ее оценке дорого стоила Парижу. Но и джихадисты себя, похоже, переоценили. Прежних церемоний не будет.

Фото: Getty Images