Поход на Москву. Зачем российские дальнобойщики жгут покрышки и хотят перекрыть МКАД
Московский дальнобойщик Владимир Дулов рассказал Фокусу о системе "Платон", блокировке МКАД и горящих покрышках, как намеке российским властям
29 ноября в Санкт-Петербурге российской полицией задержан координатор общественного движения ТИГР Александр Расторгуев. Вместе с другими водителями фур он собирался участвовать в запланированной на 30 ноября акции, которая должна пройти в Москве.
В России с 11 ноября проходят акции протеста водителей большегрузных автомобилей. За день до этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, обязывающее дальнобойщиков с 15 ноября платить за пользование федеральными трассами. Следить за тем, кто сколько проехал, будут с помощью системы взимания платы "Платон". Систему контролирует Игорь Ротенберг – сын Аркадия Ротенберга, миллиардера и давнего друга Владимира Путина. Водителей грузовиков, не оплативших проезд, сначала собирались штрафовать на 450 тыс. рублей (около 160 тыс. грн). После первых протестов дальнобойщиков группа депутатов Госдумы внесла законопроект, который снижает штраф до 10 тыс. рублей (около 3,5 тыс. грн).
Участник забастовки Владимир Дулов рассказал Фокусу, что 30 ноября его коллеги из регионов страны собираются съехаться в столицу и перекрыть Московскую кольцевую автодорогу (МКАД).
Настоящих буйных мало
Введение системы "Платон" стало неожиданностью для дальнобойщиков?
- Закон о ее введении приняли несколько лет назад, однако все надеялись, что 15 ноября он не вступит в силу, потому что в стране кризис, неподходящее время для новых налогов. Но так получилось, что друг президента Ротенберг уже взял кредит в "Сбербанке" под льготный процент на установку счетчиков и рамок на дорогах, которых поставили пока 20 штук, а должны поставить 500. Он утверждает, что уже заплатил 30 млрд рублей (более 10 млрд грн. - Фокус).
Сначала с машин массой свыше 12 тонн хотели брать 3,7 рубля (около 1,3 грн. - Фокус) за километр. Когда начались протесты, тариф скинули – до февраля будет полтора рубля, затем – три.
Какие аргументы приводят водители, которые выступают против этой системы?
- Я плачу транспортный налог с каждой лошадиной силы. У меня Volvo FH на 420 лошадей, получается примерно 35 тыс. рублей в год (около 12,5 тыс. грн. - Фокус). Плюс акциз, который зашит в стоимости топлива, - 7 рублей с каждого литра, подразумевается, что акциз идет на строительство дорог. Теперь вводят третий налог. Причем его берут за каждый километр вне зависимости от того, еду я с грузом или без: выезжаю на федеральную дорогу – должен платить молодому бизнесмену.
Как начинался протест, кто стал его инициатором и кто в итоге возглавил?
- Явных лидеров нет. Все прекрасно понимают, что любого лидера, который появится, либо начнут прессовать, либо купят.
Есть сайт "Дальнобой", раньше на нем обсуждали какие-то окологрузовые темы, потом вокруг него объединились по теме "Платона", затем все расползлось по соцсетям, народ стал обсуждать в офлайне. Сейчас получается интересная обстановка: половина машин стоит, я в том числе не работаю, потому что принципиально не хочу платить за выезд на федеральную трассу. Кое-где уже ощущаются перебои с доставкой грузов. Дня три назад было около 10% недовоза, сейчас, думаю, уже больше. Некоторые предприятия в маленьких городках, которых обслуживали небольшие компании или частники, фактически остаются блокированными. Все это отражается на ценах в магазинах, ведь затраты на доставку товаров растут.
В каких регионах дальнобойщики поддержали протест?
- Почти везде кроме Крыма. В Питере были большие акции, в Дагестане вообще стали и не выпускали машины, Сибирь, Нижний Новгород, Самара. Дальнобойщики либо очень медленно едут по дорогам, перекрывая пару полос, либо стоят на обочине, чтобы привлечь внимание к проблеме. Некоторые блокируют движение, ходят по пешеходным переходам туда обратно, как это было в Тюмени.
Удалось привлечь внимание россиян?
- Большинство смотрит телевизор, он, естественно, молчит об этом. Я слежу за ситуацией в интернете, мне кажется, что люди откликнулись, даже те, у кого нет грузовых машин. Когда с "Платоном" заключаешь договор, нужно заполнить анкету: 12 и более тонн – это мы, дальше будут 7 тонн, потом 3,5 тонны, автобусы и легковые. То есть, со временем это коснется всех владельцев автотранспорта.
Фото: ngzt.ru
Никто не хочет рисковать
Что собираетесь делать, если власть не прислушается к требованиям протестующих?
- 30 ноября дальнобойщики из всех регионов сформируют колонны и собираются ехать в Москву останавливать МКАД. Не знаю, насколько реально остановить окружную дорогу, скорее всего, там будет какое-то противостояние. Народ настроен решительно, потому что его никто, в общем-то, не слушает, основные СМИ молчат, у России сейчас другие заботы.
Но, честно говоря, я думаю, что люди еще какое-то время будут возмущаться, а потом протест сольют. У нас много транспортных предприятий, которые используют наемных водителей, они не могут бастовать. А крупные компании легко зажать проверками: пожарными, финансовыми и прочими. То есть, основная сила – индивидуальные предприниматели, у которых одна-две-три-пять машин.
Я видел новость о том, что в Питере кто-то зажег покрышку, и участники акции сразу открестились от таких методов.
- Боятся, конечно. Никто не хочет рисковать ни собой, ни другими, все понимают, что в случае малейшей угрозы власть будет реагировать очень жестко. Ну, зажгли одну покрышку, это как намек, символ.
Сейчас гаишники не пытаются воздействовать на участников акций?
- Конечно, пытаются. Если машины где-то останавливаются или медленно едут, начинают проверять аптечки, срок хранения лекарств в них, штрафовать за ремень. В Екатеринбурге одного дальнобойщика задержали на двое суток.
"Народ настроен решительно, потому что его никто, в общем-то, не слушает. Но, честно говоря, я думаю, что люди еще какое-то время будут возмущаться, а потом протест сольют"
Как на это реагируют протестующие?
- Возмущаются между собой, но не более. Даже те, кто ездит по Москве, как ни в чем не бывало – скорее всего, это наемники – по рации возмущаются, но продолжают работать.
То есть, шансов на то, что налог отменят, немного?
- Скорее всего, его не отменят, но могут отложить на год-два. Все зависит от того, что произойдет 30 ноября.
Кого водители винят во всей этой истории?
- Акценты смещаются. Если раньше была как всегда виновата Америка, то сейчас Ротенберг. По этой системе планируют собирать в год 40 млрд рублей, 10 млрд – ему, а 30 млрд – на дороги. Считается, что он пролоббировал этот закон.