Финальный отсчет. Как цена на нефть решает судьбу Путина

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Эдуард Штейнер о Путине, процветании российской экономики, западных санкциях, антироссийском сговоре и о том, что ВВП — всего лишь бенефициар уникальной исторической эпохи,  которой скоро придет конец

"Когда россияне говорят "ВВП", они имеют в виду президента своей страны, ее президента", — пишет Эдуард Штайнер для Die Welt. Это инициалы имени, отчества и фамилии: В(ладимир) В(ладимирович) П(утин). Звучат они жестко и значимо. Путин Совершенный. Путин Всемогущий.

Так уж совпало, что этот акроним в русском языке расшифровывается еще и как В(нутренний) В(аловой) П(родукт). И можно прийти к выводу, что одно связано с другим. Как будто президент является воплощением экономической мощи или слабости своей обширной империи. Многие россияне действительно склонны так думать.

Путин, по их убеждению, после постсоветской депрессии 90-х привел российскую экономику к десятилетнему процветанию — по крайней мере, так это выглядело до тех пор, пока два года назад не начался спуск в глубокую рецессию.

Но в спаде, как убеждена народная молва, виноват не президент, а западные санкции и международные антироссийские заговоры.

По правде говоря, дело обстоит намного сложнее. При более детальном рассмотрении становится понятно, что Путин отнюдь не чудотворец. Наоборот, он кажется одним из величайших авантюристов в истории, чей взлет пришелся на сырьевой бум нулевых. Теперь же цены на нефть опускаются все ниже, заставляя пошатнуться некогда неприступную твердыню власти президента. Не мудрено — продажи нефти составляют не менее половины доходов российского государства.

В субботу, 17 января, российский министр финансов Антон Силуанов забил тревогу: если цена на нефть останется на нынешнем уровне, в этом году России грозит бюджетный дефицит, эквивалентный 36 млрд евро.

Москва, по словам министра, может быть вынуждена использовать свои резервы и даже задействовать Фонд национального благосостояния России (который является частью механизма пенсионного обеспечения граждан РФ). В 2016-м государственный бюджет ориентирован на цену в 50 долларов за баррель нефти. Хотя недавно за него давали около 27 долларов.

"Инициалы имени, отчества и фамилии президента России — ВВП. Так уж совпало, что этот акроним в русском языке расшифровывается еще и как В(нутренний) В(аловой) П(родукт). Как будто президент является воплощением экономической мощи или слабости своей обширной империи"

Михаил Ходорковский недавно заявил еженедельнику Der Spiegel: "До недавнего времени Путину очень везло. Высокие цены на нефть помогали маскировать его многочисленные ошибки". Ходорковский не единственный, кто так считает. Многочисленные научные исследования подтверждают: у Путина нет экономического таланта, ему очень часто банально везло.

Незадолго до прихода Путина во власть в 2000-м цена на нефть все еще не превышала 20 долларов за баррель — ниже, чем сегодня. Через девять лет прайс вырос в 5 раз. За этот же период добыча нефти увеличилась на 60%. Итог: российский ВВП прибавил 83%.

В 1999 году премьер-министр Путин поставил перед собой цель: за 15 лет "подтянуть" российский ВВП на душу населения до ВВП португальского. В Португалии, одной из самых небогатых стран Западной Европы, этот показатель все же был в три раза выше, чем в России.

Разрыв сократили быстрее, чем ожидали. По паритету покупательной способности доход на душу населения в России в 2008 году был выше, чем у Португалии в 1999-м.

"Этим успехом Россия обязана не путинской экономике, а существенному подъему цен на нефть на мировом рынке" — к такому выводу пришел Роланд Гетц, бывший эксперт по странам Восточной Европы берлинского "Общества науки и политики".

Нефтяной бум был движущей силой российского подъема и дал Путину достаточно возможностей для проведения реформ. Тем не менее Путин практически пренебрег этими возможностями.

Можно вспомнить разве что о земельной реформе в 2002 году, когда частным лицам (впервые после 1917 года) разрешили покупать земли сельскохозяйственного предназначения. Но это единичный случай.

Лишние нефтемиллиарды Путин отправлял в резервный фонд с целью выплатить внешний долг и обеспечить подушку для кризисных времен. Недавно об этом в своем интервью Die Welt заявил и его главный экономический советник Андрей Белоусов, призывая не умалять проделанную Путиным работу по созданию резервных фондов.

"Путин отнюдь не чудотворец. Наоборот, он кажется одним из величайших авантюристов в истории, чей взлет пришелся на сырьевой бум нулевых"

В свой второй срок кремлевский шеф сконцентрировался на изгнании олигархов из коридоров власти. Нефтяные доходы отразились на всех слоях общества. Уменьшилась бедность, появился средний класс. И Путин начал внешнеполитические маневры.

Пока экономику, как и частные предприятия, отодвинули на задний план, в стране развивались раздутые и неэффективные госпредприятия.

По словам бывшего первого заместителя министра экономического развития и торговли России Михаила Дмитриева, "в период с 1999 по 2008 год примерно половина прироста российского ВВП пришлась на подъем мировых цен на нефть".

Своими исследованиями Дмитриев, один из самых точных прогнозистов в области политики и экономики, неоднократно вызывал недовольство правительства. В марте прошлого года он был избит неизвестными.

Прогнозы многих экспертов в отношении российской экономики были неутешительными еще во время финансового кризиса. Тем не менее после короткого обвала в 2008–2009гг. уровень ВВП быстро восстановился. Это случилось благодаря второму большому двигателю российской экономики — частному потреблению. Иными словами, обеспеченное нефтью состояние заставляло людей тратить больше денег.

Ни один сектор не растет так быстро, как сектор розничной торговли, на которую приходится более 20% общей экономики в России — гораздо больше, чем в большинстве развитых стран. Но из-за краткосрочного потребления сектор долгосрочного инвестирования находится в застое.

В 2013-м, несмотря на высокие цены на нефть, России удалось добиться роста всего лишь на 1,3%. Теперь, когда цена на нефть упала ниже 30 долларов и потребительский бум подходит к концу, ситуация выглядит мрачно.

Владимир Мау, ректор Государственной академии экономики, указывает на еще одну проблему: заработная плата уже давно растет быстрее, чем производительность труда. Сегодня Россия не может конкурировать ни с развитыми странами, ни со странами с развивающейся экономикой. С первыми не получится из-за отсутствия достаточного количества квалифицированной рабочей силы, со вторыми — из-за более высоких зарплат.

"В 1999 году премьер-министр Путин поставил перед собой цель: за 15 лет "подтянуть" российский ВВП на душу населения до ВВП португальского"

Кроме того, за все эти годы Россия так и не научилась выглядеть привлекательной страной для инвестиций. "Существует некий кризис доверия, — поясняет Евгений Ясин, бывший министр экономики, а ныне руководитель московского Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". — Бюрократия контролирует бизнес".

Радикальные меры были необходимы, чтобы стимулировать зарубежных и отечественных инвесторов на вливание средств в новые проекты. И для борьбы с коррупцией — при Путине эта проблема только усугубилась.

Поразительно, что сам Путин, хоть и окружен либеральными мыслителями, проводит линию жесткую, близкую к дирижистской (политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства в середине сороковых годов ХХ века во Франции. — Фокус). А ведь он не раз мог использовать экс-министра финансов Алексея Кудрина в качестве джокера на должности премьер-министра или экономического советника Кремля.

Ничто не указывает на то, что Путин попытается предпринять какие-либо радикальные шаги до переизбрания в 2018-м. По крайней мере об этом говорит новый бюджет, который в основном обеспечивает военные потребности, пренебрегая при этом образовательными и социальными вопросами.

На самом деле у Путина все еще есть шанс укрепить экономику, и этот шанс держится на терпении народа, который считает, что обязан своему президенту ВВП долговременным ростом ВВП России.

По материалам: Die Welt
Перевод Анны Синящик