Кремлевская радиация. Почему дело Литвиненко ставит крест на примирении Запада с Путиным

Вдова Александра Литвиненко Марина / Фото: Getty Images
Вдова Александра Литвиненко Марина / Фото: Getty Images

Доклад по результатам слушаний в Высоком суде Лондона о деле Литвиненко своим содержанием и выводами никого не удивил. Самое важное — неминуемые последствия

Related video

О торжестве справедливости говорить рано. Хотя слушания и проходили в помещениях судебного королевского комплекса, в буквальном смысле это был не судебный процесс. Под давлением вдовы Александра Литвиненко и, по видимому, иных обстоятельств министр внутренних дел Британии Тереза Мэй поручила судье Высокого суда Роберту Оуэну провести публичное расследование и предоставить его результаты палате общин. Чтобы его провести, сэр Роберт подал в отставку с судейской должности. Но да, беспристрастность и высокий профессионализм британского правосудия и здесь послужили гарантией качественного результата. Начались заседания с участием адвокатов и экспертов 27 января прошлого года. Трехсотстраничный отчет опубликован 21 января года нынешнего. Дело за политиками.

Что нового

Действительно, преступление — убийство гражданина Великобритании, бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко — было совершено почти десять лет назад: он умер 23 ноября 2006 года, и уже в том же году The Times публикует информацию о том, что, по данным британских спецслужб, убийство носит черты заказа, осуществленного иностранными агентами. А год спустя британская полиция заявляет, что преступление раскрыто. Были названы те же обвиняемые, что и сейчас, те же причины смерти, следы так же вели к заказчикам в Кремль.

На Запад усилиями самой России возвращается образ опасных и непредсказуемых русских, убивая желание сотрудничать

Но Россия категорически отказывается выдавать Британии Ковтуна и Лугового, названных исполнителями заказного убийства, а британское министерство внутренних дел не горит желанием делиться со следствием своей секретной информацией: Литвиненко активно сотрудничал с местными спецслужбами. Намечалась смена на посту президента России, на которую Запад на всякий случай рассчитывал, и Лондон, очевидно, хотел удержаться от излишнего обострения отношений. По воспоминаниям вдовы погибшего, Марины Литвиненко, Дэвид Милибэнд, занимавший в 2008 году пост министра иностранных дел, говорил ей, что якобы есть надежда, что при президенте Медведеве удастся добиться экстрадиции Лугового. Расчет на Медведева оказался совершенно пустым, а затем вернулся Путин и стал нагнетать антизападную истерию. Политических оснований держать дело под спудом не осталось.

В принципе, все это известные вещи, но есть в докладе и новости. И самая главная из них — появившаяся готовность британских властей без обиняков и публично обсуждать кремлевские нравы. В распоряжение сэра Оуэна были переданы все необходимые документы и свидетельства от спецслужб. Да, заседания с их участием проводились в закрытом режиме, но общую картину полученная информация дополнила и выводы подтвердила.

Ну и публикация самого доклада, где воедино сведены все обстоятельства дела, включая как обвинения Литвиненко, когда-либо брошенные Путину, так и методы работы российских спецслужб, уничтожающих политических оппонентов, — это сам по себе мощный удар по нынешней российской власти.

"Вы и убили-с!"

Можно было бы этой строчкой из Достоевского доклад и закончить. В нем простым доступным языком, последовательно и со ссылками на документы и свидетельские показания изложена история жизни и смерти Александра Литвиненко, человека, которому не повезло когда-то связать свою жизнь с советским КГБ, преобразованным потом в российской ФСБ, а затем пытавшегося с ним развязать, и за это убитого. Стартовый раздел доклада, после вступительной части, так и называется: "Александр Литвиненко — его жизнь в России и Британии, его болезнь и смерть".

А дальше в форме вопросов и ответов прорабатываются все версии случившегося. Названия разделов: "Кто мог желать его смерти?", "Кто убил Александра Литвиненко?", "Кто руководил убийством?".

По ходу перечисляются те обвинения, которые Литвиненко выдвигал российской власти, ФСБ и Путину лично — от преступного сотрудничества с тамбовской уголовной группировкой и организации политических убийств до педофилии, на которой он якобы был пойман в бытность курсантом в Институте КГБ имени Андропова. То, что эти обвинения фигурируют в докладе, не делает их сами по себе более убедительными и тем более доказанными. Александр Литвиненко работал в тесной связи с Борисом Березовским, а тот не особенно утруждал себя доказательствами, трактуя любые эпизоды не в пользу Кремля и ФСБ. Для Оуэна важно показать, что Литвиненко, костеривший российский режим и в хвост и в гриву, сильно досаждал Владимир Путину, и это могло служить веским поводом для убийства. В докладе последовательно доказывается, что других поводов у других людей и не было.

Fullscreen

"Кто нас обидит, трех дней не проживет" — слова из интервью и. о. президента РФ Владимира Путина программе "Однако" 7 февраля 2000 года

Почему убить решили в 2006-м, не раньше? Вероятно, потому, что летом 2006 года появилась статья о педофилии — очень чувствительный личный выпад. Позже убийство Бориса Немцова будут объяснять не столько его оппозиционной деятельностью, сколько характеристикой, весело выданной им Путину как бы между прочим: "Так он же е…нутый". Такие вещи задевают больнее обвинений в некомпетентности или коррупции.

Привет от убийцы

Важным моментом, подтверждающим кремлевский след, стало поведение российских властей, их нежелание сотрудничать с расследованием, а затем и демонстративное поощрение отравителей. Дмитрий Ковтун не сильно отсвечивает, хотя это слово, наверное, не особо подходит по контексту: говорят, после манипуляций с полонием он серьезно болел. А вот Андрей Луговой стал депутатом Госдумы и был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством". В докладе есть свидетельство, как в июле 2010 года Луговой передал Борису Березовскому подарок: футболку, на груди которой имелась надпись: "Полоний-210. Продолжение следует", а на спине: "Ядерная смерть стучит в твои двери". Путинский стиль: троллинг и одновременно угроза.

Непосредственное участие Ковтуна и Лугового в отравлении Литвиненко доказано полностью — следы альфа-частиц, выделяемых полонием, выдали их с головой. Но ни у того, ни у другого не было личных мотивов для убийства, и тут прямым указанием на заказчика стал яд. Эксперты установили происхождение полония-210: закрытый город Саров в Нижегородской области, еще известный как Арзамас-16, завод "Авангард".

Косвенным подтверждением послужила череда заказных убийств и покушений на политических оппонентов Путина: упоминаются Анна Политковская, Сергей Юшенков, Зелимхан Яндарбиев. Нашлось место и эпизоду с отравлением Виктора Ющенко. Среди других жертв отравлений — журналист Юрий Щекочихин и предприниматель Роман Цепов. Упоминается эксперимент с заключенным чеченцем, которому в тюрьме ФСБ Лефортово дали выпить чай, от которого он скончался спустя 12 суток с симптомами радиационого отравления. Очевидно, речь идет о систематической работе по уничтожению и запугиванию "врагов народа". Смерть Литвиненко укладывается в картину, заботливо созданную самим Кремлем.

Fullscreen

"Крики протеста со всех концов мира будут звучать в ваших ушах до конца жизни, господин Путин", — проклятье Александра Литвиненко со смертного одра

"Мы не позволим"

Публичные слушания не имеют цели определить виновных и тем более не назначают наказание: для этого должно пройти судебное заседание с соревнованием сторон. Доклад Оуэна в своих утверждениях останавливается буквально в шаге от приговора: "Операция ФСБ по убийству Литвиненко была, судя по всему, одобрена Патрушевым (на тот момент глава ФСБ, сейчас — секретарь Совета безопасности РФ. — Фокус), а также президентом Путиным". И вот теперь с этим выводом должны что-то делать руководители страны, чьего гражданина убили по, "судя по всему", высочайшему указанию руководства другой страны.

МИД Великобритании после публикации доклада вызвал российского посла и через заместителя министра Дэвида Лидингтона выразил озабоченность деятельностью российских спецслужб в столице королевства, потребовав экстрадиции Лугового и Ковтуна. Премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал, что теперь подтвердились догадки о причинах убийства Литвиненко, и пообещал ужесточить меры в ответ на него: "Мы не можем позволить так себя вести ни одному государству, тем более постоянному члену Совбеза ООН". Министр внутренних дел Тереза Мэй сообщила, что полицейское расследование дела остается открытым и Луговой и Ковтун будут арестованы Интерполом в случае их появления за границей. США также не исключили возможности принятия мер против России после публикации доклада, сообщили в Белом доме.

Пока все эти угрозы выглядят не очень серьезно. Если бы Британия заняла такую жесткую позицию в 2006–2007 годах, это было бы чувствительно, но на фоне санкций, последовавших после аннексии Крыма и вторжения в Донбасс, очередной список лиц, типа списка Магницкого, которым запрещен въезд на Запад и кому запрещено тут вести бизнес, мало на кого произведет впечатление. Есть ощущение исчерпанности такого рода мер, и лидеры Запада не могут этого не понимать. Избирателям нужно демонстрировать, что они защищены от убийственной деятельности русских. Вполне возможно, что после публикации доклада о гибели рейса MH17, который ожидается в феврале, санкционная кривая выйдет на новый уровень — уже без непосредственной привязки к ситуации на востоке Украины.

"Премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал, что теперь подтвердились догадки о причинах убийства Литвиненко..."

Итог: самоубийство

Примечательно, что такое ужесточение позиции Запада происходит на фоне явного желания Кремля сдать назад и по основным позициям замириться: уж больно нехороша экономическая ситуация в стране, и без снятия санкций, по общему мнению, выйдет совсем худо. Но, пожалуй, кремлевские внутренности, так некрасиво вытащенные британским расследованием, окончательно хоронят перспективу замирения до ухода Владимира Путина из власти.

Но помимо политической ответственности, о формах которой мы пока можем лишь гадать, нынешняя волна внимания к кремлевским нравам неизбежно повлечет общий репутационный ущерб России. Ведь доклад сэра Роберта Оуэна и есть в первую очередь очерк об ужасающих нравах политических руководителей России и тамошних спецслужб, которые не останавливаются перед любыми, самыми дикими методами борьбы с неугодными лицами как внутри России, так и за рубежом. Как российские пропагандисты возвращали Западу образ коварного врага, когда-то созданный в советское время, так на Запад усилиями той же России возвращается образ опасных и непредсказуемых русских, убивая желание сотрудничать. Кремлевская радиация в конечном итоге смертельно действует на своих.