В США не знают, как решить проблему России, — Мирослава Гонгадзе
Мирослава Гонгадзе рассказала Фокусу об усмирении Западом России, о том, как Дональд Трамп сумел стать одним из лидеров президентской гонки, напугав половину американцев, а также о том, при каких условиях заказчики убийства ее мужа предстанут перед судом
Вдова Георгия Гонгадзе, Мирослава, уже 15 лет живет в США, работает журналисткой "Голоса Америки", много общается с американскими политиками. Во время этих бесед она убедилась, что и демократы, и республиканцы не собираются лишать Украину помощи до тех пор, пока она будет пытаться реформироваться. При этом американцы не намерены отказываться от санкций в отношении РФ, ведь демонстративное нарушение международного права и прежних договоренностей говорит о том, что Россия угрожает и национальной безопасности США. Но сложность в том, что в США, похоже, пока нет четкого плана действий.
Гонгадзе часто бывает в Украине, как правило, по работе. Хотя последний визит на родину был очень личным: в Киеве 22 марта похоронили ее супруга, убитого осенью 2000 года.
Проблему надо решать уже сегодня
Американские политики не изменили своего отношения к Украине, наблюдая за нежеланием нашего политикума реформировать страну?
— Отношение к Украине изменилось после революции. Украина и агрессия России стали существенными факторами международной политики США. Проблему начали реально анализировать, изучать, появилось много экспертов по Украине. Это очень позитивно, Украина звучит. В то же время, конечно, ожидания от руководства страны очень большие, а реальность не всегда оправдывает надежды. В США ждут более решительной борьбы с коррупцией и реальных реформ.
Я подобный вашему вопрос задавала многим американским политикам, и ответ был однозначен: США будут поддерживать Украину, пока видят, что руководство страны декларирует и пытается провести реформы, а украинцы демонстрируют готовность отстаивать свои права.
На США в Украине одни смотрят с надеждой, рассчитывая на новый план Маршалла. Другие считают, что для американских политиков единственный мотив поддержки Украины — наказать Путина за попытки изменить мировой порядок и, как только это случится, о нас забудут. Какая версия больше похожа на правду при взгляде из Вашингтона?
"США будут поддерживать Украину, пока видят, что руководство страны декларирует и пытается провести реформы, а украинцы демонстрируют готовность отстаивать свои права"
— Из обоих вариантов я бы выбрала середину. Прежде всего, США увидели, что украинцы готовы отстаивать независимость и даже умирать за свободу — это важный фактор воли нации, и для американцев это ключевой фактор поддержки Украины. С другой стороны, реакция на нарушение международных норм Россией уже выходит за рамки просто поддержки Украины. Здесь понимают: сегодняшнее агрессивное поведение России стало угрозой национальной безопасности США и эту проблему надо решать уже сегодня.
Каким в США видят идеальный сценарий усмирения Путина? Вряд ли на Западе желают распада России и связанных с этим проблем, в то же время говорить о смене власти демократическим путем не приходится.
— В США нет однозначного сценария. Боюсь, что здесь на самом деле не знают, как решить проблему России. После распада Союза Россию годами пытались демократизировать, рассматривать как партнера в международных отношениях. Но когда потенциальный партнер не уважает договоренности, нарушает соглашения и ведет себя непредсказуемо — это проблема. Этот сигнал уже зафиксировали и думают, как адаптироваться к новым обстоятельствам.
Полтора месяца назад координатор политики санкций Госдепартамента Дэниэл Фрид заявил, что в случае выполнения Москвой условий минских соглашений с России снимут большую часть санкций, оставив только крымский санкционный пакет. Другие политики считают, что санкции нужно продлевать до тех пор, пока Россия не уйдет не только из Донбасса, но и из Крыма. Какое мнение имеет больший вес?
— Я разговаривала с Дэниэлом Фридом после этих заявлений, поскольку считаю их ошибочными. Он заверил, что США будут занимать принципиальную позицию относительно продолжения санкций. С моей точки зрения, санкции нельзя разделять. Поведение России в Крыму не отличается от того, что они делают в Донбассе, поэтому санкции должны оставаться, пока Россия не освободит все оккупированные территории, а Украина полностью не восстановит свой суверенитет. Полумеры здесь не сработают. С другой стороны, я понимаю логику маленьких шагов американцев. Я знаю, как тяжело они работают, чтобы удержать общую позицию по европейцам, которые, похоже, спят и видят, как снова возобновить торговлю с Россией. Но сегодня очевидно, что Россия не выполняет минские соглашения и, на мой взгляд, самое время Украине вести разговоры об их пересмотре, изменении формата, внесении дополнений.
Успешный шоумен
В США скоро пройдут выборы президента. Стоит ли ожидать изменения политики в вопросе российско-украинского конфликта?
— Зависит от того, кто станет президентом США. Сегодня же можно сказать, что в конгрессе существует однозначная двухпартийная позиция: Украине необходимо предоставлять больше помощи.
"При условии финала Хиллари — Трамп, думаю, даже республиканцы, большая часть из них, проголосуют за Хиллари"
Почему стало возможным усиление таких политиков, как Дональд Трамп с его ксенофобскими высказывания, симпатией к Путину? Означают ли его неплохие результаты в начавшейся президентской гонке, что американцы меняются, становятся менее терпимыми к чужакам?
— Этот вопрос себе сегодня задает половина американского общества. Как могло случиться, что Трамп приблизился на шаг к президентской номинации? Ответа пока нет. Трамп умело играет на сантиментах, подыгрывает на разочарованиях большой части общества и манипулирует эмоциями. Он успешный шоумен. Думающая часть американского общества уже сегодня бьет тревогу. Хочется надеяться, еще не поздно.
Как оцениваете шансы Трампа стать президентом?
— Думаю, что американцы проснутся в последний момент, если, конечно, у них останется выбор. При условии финала Хиллари — Трамп, думаю, даже республиканцы, большая часть из них, проголосуют за Хиллари.
Это дело не имеет срока давности
После Майдана у вас была надежда, что заказчики убийства вашего мужа предстанут перед судом?
— Моя надежда не умирает уже 15 лет, это дело не имеет срока давности.
Вы в курсе, как сейчас продвигается расследование?
— К сожалению, у меня нет доступа к материалам дела, но я знаю, что в ближайшее время должны быть представлены результаты следствия относительно заказчиков убийства Георгия.
Что должно произойти в стране, чтобы виновные наконец понесли наказание?
— Должна появиться политическая воля и произойти очищение системы.
"Сегодня очевидно, что Россия не выполняет минские соглашения и, на мой взгляд, самое время Украине вести разговоры об их пересмотре, изменении формата, внесении дополнений"
Хотите ли вы вернуться в Украину?
— Для меня важно быть эффективной и полезной обществу. Я буду там, где есть возможность что-то сделать для Украины. Если такая возможность появится в Украине, вернусь.
Во время поездок в Украину вы замечаете изменения в обществе, политиках?
— Последние два года я часто бываю в Украине: только в 2015 году — семь раз. Практически все визиты связаны с работой. Замечаю ли изменения? Их мало, в частности, именно в политическом бомонде. Много коллег и друзей стали политиками, а все остальное — как решаются вопросы, как принимаются законы, как ведут себя люди — не изменилось, приезжаю и как будто возвращаюсь на 15 лет назад. В то же время, в отличие от властной верхушки, изменения все-таки чувствуются в обществе. Люди уже не надеются, что кто-то их спасет; очевидна готовность к борьбе за выживание, и не только для отдельных индивидуумов, но и для нации в целом. Это позитивно. Когда люди готовы действовать, это признак оздоровления.