Вы принадлежите нам. Как работает в Грузии российская пропаганда

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Феликс Картте, внештатный корреспондент Politico, о том, как работает российская пропагандистская машина в Тбилиси

Related video

Раньше Евросоюз в Тбилиси рассматривали как маяк демократии и процветания, утверждает Феликс Картте, внештатный корреспондент Politico. Однако теперь привлекательность ЕС, раздираемого кризисом, постепенно блекнет.

Для большинства жителей Грузии Европа — это что-то вроде прекрасной иллюзии, которая воплощена в жизнь лишь на улицах тбилисского туристического квартала. В других районах совсем иная жизнь: дети клянчат сигареты. На стенах недостроенных высоток — спутниковые антенны, транслирующие в основном российские программы. Они несут в грузинские дома мощный месседж: "Вы принадлежите нам".

Русский — самый распространенный иностранный язык в Тбилиси, английский занимает второе место. Крепкую связь с Москвой, наряду с языком, обеспечивает и общая православная вера. Может, здесь и мечтают о Европе, но Россия остается семьей, несмотря на все мучительные ссоры.

Кремль издавна использует культуру и религию как инструмент власти и влияния далеко за пределами страны. С недавних пор Грузия вновь стала главной мишенью российской пропаганды. С помощью пропаганды России удалось не раз бросить тень на грузинский проевропейский консенсус.

Ошибка Европы

По словам Давида Апрасидзе, политолога Государственного университета Ильи, расположенного недалеко от Тбилиси, 60% грузин поддерживают присоединение к ЕС. Сам Апрасидзе был аспирантом в одном из учебных заведений Германии. Его студенты, которые живо обсуждают что-то у двери аудитории, выглядят как посетители какого-то лондонского хипстер-кафе. Многие из них учились в лучших университетах стран ЕС. Для этой молодежи Европа уже не иллюзия, а реальность.

Европа стремится экспортировать демократию в этот регион и в это же время отрицает перспективы Грузии на присоединение к европейскому клубу

"Тем не менее многие здесь начинают задумываться над тем, а воспринимает ли Европа их всерьез", — признает Апрасидзе. Благодаря Брюсселю стали возможны перемены к лучшему: к примеру, ЕС помог избавиться от монополии в энергетическом секторе и поспособствовал повышению стандартов безопасности пищевых продуктов. Однако техническими победами грузинские сердца не завоевать. Апрасидзе утверждает, что, исключив Грузию из списка претендентов на присоединение, Европейская комиссия совершила огромную ошибку.

ЕС слишком мало делает для того, чтобы удержать грузин на борту. "Недостаточно сказать: просто будьте такими, как мы, это пойдет вам на пользу", — подчеркивает Апрасидзе.

Европа стремится экспортировать демократию в этот регион и в это же время отрицает перспективы Грузии на присоединение к европейскому клубу. Несмотря на то, что меняющиеся правительства в один голос твердят о намерении стать членом Евросоюза, их стране никогда не предоставлялся статус кандидата на членство. Более того, заявив о том, что ЕС нужен какой-то период для адаптации последней группы новоприбывших членов, председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер фактически исключил какие-то шаги в сторону Тбилиси.

Россия наращивает мощь

Восточное партнерство — лишь табличка, которой Евросоюз решил прикрыть свой полусырой ответ на попытки Москвы заманить соседей обратно, под сферу влияния Кремля. Программа была создана в 2009-м, ее цель — инициирование реформ в Армении, Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине и Беларуси. Переговоров о присоединении этих стран к ЕС никто не обещал.

А ведь вестернизация Грузии когда-то казалась делом решенным. Она была частью плана экс-президента Михаила Саакашвили по сближению Грузии с Европой и включала поднятие флагов ЕС над правительственными учреждениями и запрет пророссийских высказываний в СМИ. Но Европа эти усилия не вознаградила, и в грузинском обществе появилось чувство разочарования. Коалиция "Грузинская мечта", которая пришла к власти в 2012-м, хоть и обещала идти по европейскому пути развития, однако уже заговорила о налаживании ухудшившихся после 2008 года отношений с Россией.

Для Москвы открылось окно возможностей: как грибы после дождя стали появляться ультраконсервативные альянсы, в это же время деньги щедро вливались в пророссийские СМИ и НКО. Эти альянсы пытаются укрепить и без того глубоко укоренившееся в грузинском обществе понятие: Россия является традиционным и естественным союзником, а Запад — это храм декаданса и пристанище для гомосексуалистов.

Конечно, у ЕС есть морковка, которая может заставить грузин еще немного подождать присоединения к Европе, — отказ от виз, который бы позволил им путешествовать по Шенгенской зоне уже этой осенью. Еврокомиссия дала согласие на это. Освободившись от административных барьеров, грузины получили бы возможность ездить в Европу, сокращая не только географическую, но и психологическую дистанцию. Турфирмы и авиаперевозчики уже подготовились: с сентября лоукостеры начнут летать из Кутаиси в Берлин и Мюнхен.

Fullscreen

Sputnik - международная мультимедийная служба, которая с 2004 года является лучшим источником промосковской пропаганды / Фото: stopfake.org

Sputnik на проводе

Тем не менее Апрасидзе опасается, что кризис беженцев в ЕС, недавние теракты в Париже и Брюсселе, а также расширение внутреннего пограничного контроля могут поставить под угрозу возможность безвизового въезда в Европу: "Если ЕС отменит шенген, то безвизовые поездки грузинам не светят". Это лишь подлило бы воды на мельницу пророссийских популистов и наконец помогло бы им настроить Грузию против Европы.

На этот результат пропагандисты работали по всем фронтам. Так называемый Евразийский институт находится в неприметном офисном здании, всего в нескольких минутах ходьбы от университета, в котором работает Апрасидзе. Организацию поддерживают российские спонсоры, и она уже стала основой антиевропейского лобби. "Свобода без виз — или европейская ложь?" — так называлось их недавнее мероприятие. Организация предлагает бесплатные курсы русского языка, у их страницы в Facebook уже более 10 000 подписчиков.

"Политический класс хватается за Запад, но грузинский народ больше с этим не согласен" — гласит надпись на сайте группы. Ее цель в том, чтобы разделить население страны на рядовых граждан и политическую элиту. Евразийский институт сотрудничает со многими пророссийскими и консервативными организациями. В их числе и Sputnik, международная мультимедийная служба, которая с 2004 года является лучшим источником промосковской пропаганды.

Такой подход — лишь часть более широкой стратегии по восстановлению режима, похожего на советский. В Сербии, к примеру, Россия создала такие же настроенные против ЕС организации, Sputnik там тоже работает. В Сербии, как и в Грузии, социальный климат подвержен влиянию российской пропаганды, это и позволило укорениться антизападным настроениям.

"Сербов не удивляет то, что ЕС плохо справляется с миграционным кризисом, [и] требования о присоединении к нему в целом снижаются", — заявил правозащитник Милан Антоневич. В то же время ненависть к ЛГБТ растет, и ультраконсерваторы чувствуют подъем благодаря успеху правых экстремистских партий в Германии и Франции.

В Сербии, как и в Грузии, социальный климат подвержен влиянию российской пропаганды, это и позволило укорениться антизападным настроениям

Либерализация визового режима

В отличие от Грузии, Сербия, имея тесные политические и экономические связи с континентом, уже ведет переговоры о вступлении в ЕС. Возвращение к России здесь вряд ли произойдет. В стране, столь уязвимой, как Грузия, говорить о том, что сделка с Европой точно состоится, нельзя.

9 апреля недалеко от внушительного советского здания грузинского парламента несколько сотен человек пришли положить цветы в память о 20 студентах, которые были расстреляны российскими солдатами во время демонстраций за независимость Грузии в 1989-м.

За годы независимости церемония превратилась в ежегодное собрание проевропейских сил страны: телевизионщики занимают свои позиции, политики произносят речи. А высоко над ними, на крыше парламента все еще висит красная коммунистическая звезда, словно насмешка над этими европейскими энтузиастами.

"Нам известно о пропаганде, обо всех этих разговорчиках о том, как Европа нас презирает", — делится Зура Кобадзе, студент-политолог. Вместе с двадцатью ровесниками он пришел сюда в футболке, на которой изображен флаг ЕС. "Европа нужна нам для того, чтобы изменить нашу собственную страну", — объясняет Кобадзе.

Борьба с коррупцией и капитальный ремонт существующей системы — то, чего добиваются эти студенты. Они надеются получить все необходимые для этого знания в Европе, поэтому верят, что ЕС отменит визовый режим. Оправдает ли Европа их доверие? "Да, я в этом уверен, — говорит Кобадзе, а затем, подумав, добавляет. — Я хочу в это верить".

Источник: Politico
Перевод: Анна Синящик