М и Ж. Кто и зачем разделил общественные уборные

Фотография женского туалета на фабрике Питтсбурга, XIX век
Фотография женского туалета на фабрике Питтсбурга, XIX век

Какие животрепещущие проблемы заботят американских законодателей и общественность? Терри Коган, профессор права Университета Юты, о гендерном неравенстве, современных уборных и пережитках прошлого

Related video

Уже много лет трансгендерные активисты отстаивают свое право на пользование той уборной, табличка на которой совпадала бы с их гендерной идентичностью. Последние несколько недель показали, что этот вопрос все еще волнует общественность.

В марте 2016 года власти американского штата Северная Каролина приняли закон, который обязывает людей пользоваться туалетом, соответствующим полу, указанному в их свидетельстве о рождении. Между тем в Белом доме с такой позицией не согласны. Еще в ноябре 2013-го министерство образования поддержало спортсменку-трансгендера, разрешив ей пользоваться женской раздевалкой и постановив, что студенты имеют право посещать туалеты согласно собственной гендерной идентификации. 25 мая 2016 года одиннадцать американских штатов подали в суд на администрацию Обамы. Их цель — предотвратить принятие федеральным правительством этой директивы.

Считается, что решением возникшей проблемы могло бы стать преобразование раздельных общественных туалетов в уборную в стиле унисекс. Так исчезла бы необходимость акцентировать внимание на принадлежности посетителей к тому или иному полу. Такая реформа может показаться причудой или крайностью, ведь многие всерьез считают, что традиция разделения туалета по половому признаку — "естественный" способ определения того, кому можно, а кому нельзя пользоваться этим общественным пространством.

У этого вопроса долгая история. Вплоть до конца XIX века вопрос о гендерном разделении уборных американских законодателей не интересовал. Одним из первых "разделение" туалетов узаконил Массачусетс. А к 1920 году закон, обязывающий делить общественные уборные на мужские и женские, был принят более чем в 40 штатах. Почему американские штаты начали принимать этот закон? И действительно ли законодателей волновали особенности анатомического строения мужчин и женщин?

Скорее всего, корнями эти законы уходят в "идеологию раздельных сфер", популярную в XIX веке. В ее основе идея о том, что для защиты женской нравственности и добродетели представительницы прекрасного пола должны заниматься исключительно домом и детьми. Сегодня подобные утверждения, как и фразы о том, что женщина должна знать свое место, воспринимаются как сексистские.

25 мая 2016 года одиннадцать американских штатов подали в суд на администрацию Обамы. Их цель — предотвратить принятие федеральным правительством директивы, позволяющей посещать туалеты согласно собственной гендерной идентификации

Новая американская идеология

В ранний период американской истории центром экономического производства и местом, где создавались и продавались товары, было домашнее хозяйство. Однако в конце XVIII века благодаря промышленной революции его роль изменилась. Вместе с централизованным производством на заводах появились рабочие места, их заняли мужчины, а женщины остались дома.

Неудивительно, что вскоре после этого возник идеологический разрыв между государственным и частным пространством. Рабочее место и общественная сфера стали считаться прерогативой мужчин; частная сфера дома принадлежала женщинам. Так и появилась "идеология раздельных сфер".

Сентиментальное видение добродетельной женщины, ожидающей мужа в усадьбе, превратилось в культурный миф, который мало чем напоминал реалии XIX века. Это столетие стало началом проникновения женщин во все сферы — как на производственные рабочие места, так и в общественную жизнь. Например, еще в 1822 году, когда в Лоуэлле (штат Массачусетс) открылись текстильные фабрики, в промышленный городок начали стекаться молодые женщины. С тех пор число незамужних дам среди работников текстильной промышленности будет неуклонно расти. Кроме того, они начнут активно участвовать в митингах за социальные реформы и за право работать наравне с мужчинами.

Тем не менее отбросить "идеологию раздельных сфер" американская культура так и не смогла. Практически любая женская деятельность вне дома рассматривалась с подозрением и беспокойством. До середины века на укрепление идеологии работали даже ученые, утверждавшие, что женское тело по своей природе слабее мужского.

Вооружившись "научными" фактами (которые сегодня воспринимаются лишь как инструмент для укрепления сексистских взглядов), политики начали принимать законы, направленные на защиту "слабых" сотрудниц. Например, были приняты законы, которые ограничивали рабочий день для женщин, законы, требующие предоставлять женщинам перерыв, обеспечивать их стулом для сидения на рабочем месте. Кроме того, существовали законы, запрещающие женщинам занимать определенные должности и выполнять опасные задания.

Гендерное равенство не имеет ничего общего с первыми "туалетными" законами в США

Регулирующие органы позаботились и об архитектурных решениях для "защиты" женщин, которые отважились работать вне дома.

В общественных местах архитекторы и планировщики начали отгораживать территорию, пользоваться которой могли исключительно женщины. Например, признанной частью дизайна американской публичной библиотеки стал дамский читальный зал, обустроенный мебелью, напоминающей интерьер частного дома. А в 1840-х сотрудники американских железнодорожных станций проектировали "дамский вагон", пользоваться которым могли бы в первую очередь состоятельные женщины и их мужской эскорт. К концу XIX века женские пространства были созданы в фотостудиях, гостиницах, банках и универмагах.

Поставить женщину на место

Принятие законов, требующих разделить заводские уборные по половому признаку, соответствовало духу времени.

В 1870-х туалеты на фабриках и других рабочих объектах были, как правило, рассчитаны на одного пользователя, часто располагались вне зданий. Выгребные ямы и отстойники, куда попадали отходы, часто находились под заводом или рядом с ним, что нарушало любые санитарные нормы. До тех пор, пока инженеры не разработали технологию смывания отходов в канализации, о многоместных уборных в помещении не могло быть и речи.

Уже к концу XIX века заводские уборные стали причиной беспокойства.

Во-первых, людей пугали вспышки эпидемии холеры. Вскоре реформаторы сфокусировались на замене произвольных и антисанитарных туалетов в домах и на предприятиях технологически продвинутыми системами общественных канализаций.

Во-вторых, появление все более опасных машин расценивалось как особая угроза для "слабых" заводских работниц. Это снова напомнило о викторианских ценностях, подчеркивавших важность приватности и благопристойности. Придерживаться их на фабриках, где женщины трудились бок о бок с мужчинами, пользуясь одними и теми же одноместными "кабинками", казалось невозможным.

Все это поспособствовало принятию первых законов о разделении уборных. Несмотря на то, что женщины уже давно проникли во все сферы общественной жизни, законодательство продолжало отражать потребности идеологии начала века.

Понимая, что "более слабые по своей природе" женщины уже не вернутся к работе на дому, законодатели решили создать для них домашние убежища прямо на рабочем месте. Отсюда — женские уборные, раздевалки и комнаты для отдыха.

Таким образом, гендерное равенство не имеет ничего общего с первыми "туалетными" законами в США. Скорее всего, они были приняты для поддержания отжившей идеологии XIX века, которая напоминала о роли и месте женщины в обществе.

Несмотря на то, станут многоместные унисекс-уборные решением проблемы или нет, законодателям и обществу следует задуматься над реорганизацией общественных уборных

Будущее общественных уборных

Удивительно, что дискуссия о том, кому какими уборными пользоваться, вообще существует.

Идейные оппоненты транс-активистов придумали слоган "Мужчинам не место в женских уборных". Он сразу же напоминает о слабых женщинах, которые подвергнутся атаке мужчин, если трансгендерам разрешат "оккупировать" общественные туалеты.

На самом деле подтверждено, что жертвами нападений в общественных уборных становятся как раз трансгендеры, значительная часть которых сообщала о словесном и физическом насилии в свой адрес, совершенном в общественных местах.

В разгар нынешних дискуссий об общественных туалетах важно помнить о том, что нынешние законы, обязавшие делить общественные уборные на две части, эволюционировали от дискредитированной ныне идеологии.

Несмотря на то, станут многоместные унисекс-уборные решением проблемы или нет, законодателям и обществу следует задуматься над реорганизацией общественных уборных. В них должно быть комфортно любому, кто решит ими воспользоваться.

По материалам: The Conversation
Перевод: Анна Синящик