Сели на мель. Почему нет денег на строительство Керченского моста
У строителей моста через Керченский пролив закончились деньги. Экономико-географ Наталья Зубаревич видит в этом рутинные проявления российской бюрократии
8 июня российский Forbes сообщил о том, что финансирование строительства моста через Керченский пролив остановилось. В этом году компания "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга должна была получить из бюджета 65,4 млрд руб. на продолжение строительства, однако последний транш поступил 1 декабря 2015 года. В письме на имя первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха и главы Росавтодора Романа Старовойта гендиректор "Стройгазмонтажа" Андрей Кириленко отмечает, что из-за задержки оплаты выполненных работ "на строительстве объекта сложилась крайне критическая ситуация". Собственные ресурсы компании полностью исчерпаны, строители выбиваются из графика (сдача объекта намечена на июнь 2019 года).
Сославшись на анонимный источник, Forbes сообщает, что "Стройгазмонтаж" полностью израсходовал аванс (в прошлом году компания получила 48,9 млрд руб.) и теперь не имеет возможности купить оборудование. Для нормальной динамики работ необходимо закупить два десятка тяжелых гусеничных кранов и минимум 30 гидромолотов ударной силой в 35 тонн. Сейчас их почти в два раза меньше, и они постоянно ломаются.
Новость о задержке финансирования спровоцировала в соцсетях шквал высказываний в духе "денег нет, вы там держитесь"
Проблема связана с изменением схемы финансирования. Согласно распоряжению российского правительства о строительстве Керченского моста от 30 января 2015 года, Росавтодор должен был выбрать банк для расширенного сопровождения контракта, через этот банк заказчик мог вести расчеты с подрядчиком. Спустя год правительство приняло решение о казначейском обслуживании контракта, чтобы обеспечить эффективное целевое расходование средств. Но изменения в распоряжение не внесли, поэтому нет законных оснований проводить платежи.
Новость о задержке финансирования спровоцировала в соцсетях шквал высказываний в духе "денег нет, вы там держитесь". Однако директор региональной программы московского Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич не считает, что произошло что-то экстраординарное. Она уверена, что этот проект столкнулся с рутинным явлением — российской бюрократией.
директор региональной программы Независимого института социальной политики
— В России инвестиционное финансирование всегда задерживается в начале года, потому что уходит время на принятие решений, заключение госконтрактов, — это стандартная ситуация. Я не помню, как обстояли дела с финансированием строительства моста в начале 2015 года, может быть, там был особый режим, стройку специально контролировали. А сейчас это рутинная проблема: инвестиционные деньги, как правило, приходят во второй половине года, все этим страдают в России. Я не вижу в сложившейся ситуации ничего политического. Строительство будет профинансировано, это понятно.
Учитывая важность моста для России и огласку, которую получила эта история, можно предположить, что проблему оперативно устранят. Там идет финансирование из Росавтодора, насколько я понимаю. Это вопрос перечисления бюджетных денег ему, от него — генподрядчику. Конечно, вопрос будут продавливать, потому что стройке уделяют особое внимание. Но, повторюсь, это рутинная российская проблема, которая касается всех. Если уж бюджеты Крыма стали дефицитными, чего уж тут удивляться.