С днем рождения, папа Хэм! Как знаменитый писатель научил мир грамотно пить

Фото: thrillist.com
Фото: thrillist.com

К 117-й годовщине со дня рождения Эрнеста Хемингуэя автор книги о "папе Хэме" и его коктейлях Филипп Грин рассказал The Daily Beast о том, как лауреат Нобелевской премии изменил алкогольные привычки своих читателей

Когда речь заходит об отношении людей к Хемингуэю, вспоминается старый стишок о шести слепых, каждый из которых по-разному воспринимает слона: как змею, стену или копье.

Эрнест Хемингуэй научил мир писать: его язык, состоящий из коротких повествовательных предложений, повлиял на творчество многих поколений молодых авторов. Он научил мир охотиться и ловить рыбу: от форели в водах Мичигана до трофейного марлина и тунца в Карибском море и большой игры в африканской саванне. Его яркие образы вдохновили многих читателей отправиться на природу с удочкой или винтовкой на плече. Он донес миру всю драму и трагедию корриды, многих это побудило к путешествию в Памплону и участию в беге с быками.

Его любовь к далеким поездкам мотивировала читателей на что-то большее, чем следование по его стопам. Путешествия в Чикаго, Мичиган, на американский Великий Запад, в Италию, Францию, Кубу, Китай и, конечно же, в Африку наполнили его работы яркими приключениями, достойными любого туристического гида издательства Lonely Planet.

И, бесспорно, это Хемингуэй научил мир пить.

Заметьте, я говорю о качестве, а не количестве. Хемингуэю, которому 21 июля исполнилось бы 117 лет, было не чуждо излишество (в 1942-м в Гаване писатель за один раз выпил 17 двойных замороженных дайкири), поэтому, призывая насладиться широким спектром напитков, которые он нам подарил, я не устаю напоминать об умеренности.

Fullscreen

В юности я обнаружил, что меня как читателя привлекают романисты, использующие еду и напитки как средство передачи характера или настроения персонажа, особенности сцены или какого-то сюжетного поворота. Помню коктейли, изображенные Фитцджеральдом на лужайке во время одной из вечеринок Гэтсби. И Джеймса Бонда, отдыхающего на Ямайке с бокалом джин-тоника. И Роберта Джордана, снимающего абсентом стресс после боевых действий в романе Хемингуэя "По ком звонит колокол". Я хотел больше узнать о том, что он пил, и не мог дождаться, когда повзрослею и попробую хоть один из его напитков.

На мой взгляд, именно Хемингуэю лучше других удавалось раскрывать тайны мира с помощью напитков. Он путешествовал по всему миру, проникался каждой местностью и выбирал нужный напиток из разнообразной палитры: граппа, марсала, кампари в Италии; сок лайма, кокосовая вода или ром на Кубе и коралловом архипелаге Ки-Уэст; коньяк, напитки из Шамбери, Перно и марк в Франции; сладкая анисовая настойка, амонтильядо или Фундадор в Испании.

Хемингуэй никогда не утруждал себя объяснением состава напитка, давал лишь его названия. Мы узнавали, что употребляли его персонажи, и это делало чтение еще занятней. Если вы не делали паузы, чтобы подсмотреть состав некоторых из вышеперечисленных напитков, то незаслуженно лишили себя неописуемого эстетического удовольствия.

Перечитывая произведения Хемингуэя, обратите внимание на богатое разнообразие напитков, которыми наслаждаются его герои

Писатель использовал напитки и для того, чтобы выразить настроение. Присмотритесь, к примеру, к роли мартини в романе "Прощай, оружие!": главный герой Фредерик Генри, который в Первую мировую сбежал из своего подразделения и месяцами страдает из-за ужасов войны, жаждет снова почувствовать себя "как обычно" и не обращать ни на что внимания. Впервые за долгое время он оделся в штатское, засел в баре и потягивает напиток.

"Мартини был холодный и чистый на вкус […] Никогда я не пил ничего холоднее и чище. Вкус мартини вернул мне самочувствие цивилизованного человека. Я слишком долго питался красным вином, хлебом, сыром, скверным кофе и граппой. Я сидел на высоком табурете в приятном окружении красного дерева, бронзы и зеркал и ни о чем не думал".

Мартини выступает барометром настроения и в романе "За рекой, в тени деревьев", где двое несчастных влюбленных наслаждаются вечером, возможно, в последний раз. После первого же глотка коктейля "они почувствовали, как сверху вниз сияют от счастья", напиток подарил им ощущение "тепла и мгновенного разрушения печали".

Мой вам совет: перечитывая знакомые еще со школы произведения Хемингуэя, обратите внимание на богатое разнообразие напитков, которыми наслаждаются его герои. Возможно, вы захотите ненадолго отложить книгу, отдав предпочтение занятию, которое может принести гораздо больше удовлетворения. Ваше здоровье!

Fullscreen

По материалам: The Daily Beast
Перевод Анны Синящик