Мечта да Винчи. 10 фактов из биографии авиаконструктора Сикорского

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Во многих биографиях Игоря Сикорского подчеркивается, что он с детства видел вещие сны, постоянно твердил о своем высоком предназначении — строить летательные аппараты

Семья

Игорь Сикорский родился 6 мая 1889 года в Киеве. Он был пятым ребенком в семье. Родители будущего "отца авиастроения" были людьми интеллигентными и оба имели медицинское образование. Глава семьи, Иван Алексеевич, профессор университета имения Святого Владимира, получил мировую известность как автор многочисленных трудов по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. В 1913 году Сикорский-старший был приглашен в качестве эксперта на процесс по скандальному "делу Бейлиса". Иван Алексеевич дал заключение, в котором предполагал "ритуальный характер убийства". Последовавшая за этим волна антисемитизма и погромов подкосила его здоровье, в университет он больше не вернулся. Мать Сикорского прививала сыну любовь к искусству, от нее маленький Игорь узнал про Леонардо да Винчи и его разработки летательных аппаратов. Любимой книгой Сикорского был роман Жюля Верна "Робур-завоеватель". Воздушный аппарат из этой книги, возможно, стал прообразом его будущих проектов. Первую модель летательного аппарата Игорь Сикорский сделал в возрасте 12 лет, это был вертолет с резиновым моторчиком.

Из кадетов в инженеры

Стать авиаконструктором Сикорский решился не сразу. Одно время Игорь Иванович учился в морском кадетском корпусе, но поступление туда было скорее следованием по стопам старшего брата, чем "решением на всю жизнь". Хотя Игорь был доволен учебой в кадетском корпусе, он принимает судьбоносное решение о поступлении в высшее техническое заведение и мечтает стать инженером. На дворе был 1906 год, Российскую империю лихорадило волнами революционного протеста, университеты фактически не работали. Сикорский времени не теряет и едет учиться в Париж, в техническую школу Дювиньо де Лано.

Проучившись там год, он возвращается в Киев и поступает в Политехнический институт. Показывая неплохие результаты в академической успеваемости, Игорь Иванович все же решает, что ему не стоит тратить время на изучение необязательных для авиаконструктора дисциплин. Диплом Сикорский получит только через 7 лет, уже будучи известным авиаконструктором. И он едет в Европу, где знакомится с последними разработками авиастроения и покупает в Париже двигатель. Вернувшись в Киев, Сикорский строит свой первый "геликоптер", но терпит фиаско дважды — вертолетам не хватает тяги. Он решает заняться разработкой аэропланов с жестко закрепленным крылом, не оставляя своей мечты о вертолетостроении.

Дебют

Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов в возрасте 23 лет, будучи недоучившимся студентом Киевского политехнического института. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. Машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью. Победителя заметил и пригласил на ужин председатель правления акционерного общества "Русско-Балтийский вагонный завод" Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской империи. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. А "Руссо-Балт" как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу империи, где за год создал самолет-гигант "Русский витязь", первый многомоторный самолет в истории. Осмотревший машину император Николай II в благодарность подарил Сикорскому золотые часы.

"Илья Муромец"

После того как "Русский витязь" случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант "Илья Муромец" стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекорд вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось. А "Илья Муромец" стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте "Муромцы" отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а огонь гасили прямо в полете.

Побег

После большевистского переворота Игорь Сикорский был на волосок от смерти — чекисты внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. При этом сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию.

Композитор-инвестор

Переехав в США и не имея ни гроша, в 1923 году Сикорский основал авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занял должность президента. А вице-президентом и инвестором стал композитор и пианист Сергей Рахманинов. Он выделил Игорю Ивановичу огромную по тем временам сумму — пять тысяч долларов. Позже, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

Амфибия

Еще в Российской империи авиаконструктор занимался самолетами-амфибиями, способными взлетать с водной поверхности. В США такие машины оказались очень востребованы. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. А следующая, сорокаместная S-42, поразила самого конструктора. Когда он впервые увидел салон собранного самолета, то вспомнил, что именно такой салон приснился ему еще в возрасте 11 лет.

Амфибии Сикорского у США закупал СССР. Одна из них попала в знаменитую кинокомедию "Волга-Волга".

Рекорды

S-52 стал первым в мире вертолетом, выполнившим фигуры высшего пилотажа. В военно-морских силах США для борьбы с подводными лодками широко используются вертолеты, базирующиеся на противолодочных кораблях. В основном на вооружении находятся машины фирмы "Сикорский". Так Игорь Иванович — создатель-первопроходец тяжелых многомоторных воздушных кораблей стал еще и основателем мирового вертолетостроения.

Пиком конструкторской карьеры Сикорского были модели S-56 и S-58.Например, S-56 — не только один из крупнейших вертолетов в мире, но и самый скоростной. Модель S-58 впервые поднялась в воздух в 1954 году. По своим летно-техническим и экономическим показателям это был лучший экземпляр того времени.

Шляпа

Как известно, свои машины Сикорский испытывал сам. За штурвал он садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу. Сейчас эта шляпа хранится под прозрачным колпаком в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе — на счастье. Подобная традиция существует и в Киевском политехе, на территории которого стоит памятник Сикорскому со шляпой в руках. Перед экзаменами студенты приходят к памятнику, чтобы прикоснуться к легендарной шляпе.

VIP–вертолеты

Все президенты США выбирают вертолеты фирмы Сикорского. Вернее, выбирает группа экспертов, от инженеров и летчиков до агентов ФБР. Их неизменный выбор — лучшее свидетельство надежности вертолетов.

В 1959 году в Америке гостил Никита Хрущев. Президент Эйзенхауэр предложил генсеку прокатиться на президентском вертолете, а когда Никита Сергеевич заинтересовался новинкой, то и пообещал подарить пару машин. Вертолеты были доставлены в СССР, их отправили в соответствующие конструкторские бюро. Вскоре появился очень похожий на вертолет Сикорского советский вертолет Ми-4. На нем Хрущев и летал.

По материалам: russian7.ru, pravmir.ru